Тема 1. Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации
Лекция
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции»
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. |
||
Введение | 3-5 | |
1. Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему …………………………….. | 5-10 | |
2. Современные формы коррупции в Российской Федерации…………. | 10-14 | |
3. Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции………………………………………………………………….. | 14-17 | |
3.1. Национальная стратегия противодействия коррупции……………. | 17-22 | |
3.2. Национальный план противодействия коррупции……………….. | 22-25 | |
Заключение………………………………………………………………… |
26-29 |
ЛИТЕРАТУРА
(нормативно-правовые акты)
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы».
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Мультимедийная система.
2. Презентация к лекции.
3. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция (от лат. Corrumpere - растлевать, портить, подкупать) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и иные должностные лица, прямо поименованные в нормативных актах). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Решение задач стратегического планирования и национального развития предполагает как определение точек роста и эффективных технологий социальной мобилизации, так и выявление проблемных узлов, препятствующих общественному развитию. Одним из наиболее угрожающих вызовов в современном обществе является коррупция, препятствующая эффективному функционированию государственного механизма. Поэтому организация эффективного противодействия коррупции по праву считается одной из стратегических задач государственной власти и общества в РФ.
Естественно, что решение задачи предполагает изучение исходных данных, а противодействие коррупции - уяснение смысла этого явления и его природы. Рассматривать коррупцию только как уголовное преступление недостаточно. Это, безусловно, социокультурный феномен, имеющий глубокие корни и развитую историческую традицию. Например, в Китае вплоть до середины прошлого века подношения чиновникам регламентировались законом, а в России в Золотой век Екатерины II, когда для штатских администраторов жалование было скорее приятной неожиданностью, а не источником существования, излишне щедрый дароносец мог даже получить сдачу в тех случаях, когда корпоративная этика четко определяла размер гонорара. Да и современные правовые нормы отличают подарок от взятки, разрешая госслужащим оставлять себе сувениры, цена которых не превышает 3 000 рублей. Это не оригинальная российская проблема, и она присутствует во многих странах мира. Так, во Франции, Великобритании и США также определена не наказуемая предельная стоимость подарка.
Изучение социальных традиций понимание проблемы тоже не облегчает: взятка, являющаяся очевидным аналогом древнего и повсеместно распространенного института обмена культурными ценностями (т. н. даров), исправно и повсеместно выполняла функцию социальной гарантии, а поговорка «остаться с носом» как раз описывает незавидное положение незадачливого ходатая, подношение которого было отвергнуто, что означало крушение надежд. Поэтому современное понимание коррупции и ее моральные оценки далеки от однозначно негативных. Можно даже сказать, что для социологов, политологов, историков и экономистов это вопрос, в общем-то, дискуссионный, а грань между подарком и взяткой логичнее было бы проводить не по ценникам, а посредством нравственных и моральных критериев.
В рассматриваемой теме будет раскрыта природа и причины коррупции, а также основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, независимо от её вида (бытовая, деловая, властная), которая способна подорвать безопасность государства.
Целью лекции является анализ причин и условий, способствующих появлению и росту коррупции как социально-правового явления в современном государстве и определение направлений, способствующих предотвращению противоправных действий, а также определение антикоррупционной политики и прогноза тенденции ее развития.
Для достижения этой цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
-природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции, а также последствия коррупции;
-современные формы коррупции в Российской Федерации;
-национальная стратегия противодействия коррупции;
-национальный план противодействия коррупции.
1. Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему
1.1. Природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции. Последствия коррупции.
Социальное явление - это элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков, а также любое проявление взаимодействия людей или отдельное событие и случай, существующие в реальной действительности.
Любое социальное явление - это не более чем проекция сознания на реальный мир.
Природа коррупции раскрывается путем описания в диалектическом развитии противоправного (нарушающего нормы права) характера поведения определенных должностных лиц, а также изучения причин и условий возникновения такого социально-правового явления.
Диалектическое развитие - это какое-либо явление, родившееся под влиянием одной причины и в своем развитии в силу действия той же причины, доходит до самоотрицания и вырождается в собственную противоположность. Например, крепостная зависимость крестьян была вызвана экономическими причинами, и под влиянием этих же причин после 2,5 веков развития экономических отношений крепостное право было уничтожено.
Приношение дара должностным лицам в ретроспективе являлось обычным явлением экономического взаимодействия в обществе, что в результате привело к признанию этого действия правонарушением.
При этом подношение дара должностным лицам не утратило исторической актуальности и в настоящее время. Например, путем законодательного установления (дозволения) законности дара путем предела его стоимости.
Применяя принципы диалектического развития можно раскрыть природу коррупции.
Девиантная природа коррупции раскрывается через деликтологическое описание этого социального явления.
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Деликт (от лат. Delictum - «проступок, правонарушение») - неправомерное поведение, частный или гражданско-правовой (лат. delictum privatum) проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба.
Категория правовой природы используется в различных видах юридической деятельности. Познание юридической сущности норм права происходит при разрешении правовых споров, выявлении конституционно-правового смысла правовых предписаний, реформировании юридической сферы деятельности, а также при вынесении отдельных предписаний нормативного характера.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ законодатель сформулировал следующее определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица».
Таким образом, в Федеральном законе термин «коррупция» раскрыт законодателем посредством перечисления противоправных действий, которые являются типичными проявлениями коррупции (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп) и указанием на сущностный признак коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Традиционно коррупция рассматривается как социально-правовое явление, которое имеет многовековую историю и проявляется в той или иной степени в каждом государстве.
Однокоренным слову «коррупция» является слово «коррозия». Толкование термина «коррупция» на основе латинского «первоисточника» дает общее представление о сущности коррупции - коррозионные процессы во власти и обществе из-за подкупа власти.
Нельзя не согласиться с тем, что современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Коррупция находится вне рамок исследования какой-либо одной отраслевой дисциплины и аккумулирует в себе сложный комплекс социальных, правовых, философских, морально-этических и экономических черт.
Понимание коррупции как социально-правового явления не может и не должно сводиться к примитивному взяточничеству. Завуалированными и очень опасными для общества и государства проявлениями коррупции являются фаворитизм, протекционизм, лоббизм, незаконное спонсирование политических партий и движений, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, использование связей преступных сообществ.
С точки зрения специалистов в области политэкономии, коррупция - это такое состояние национального хозяйства, или его отрасли, при котором бюрократия фактически является хозяйкой государственных ресурсов, и все, что в нем есть, представляет собой якобы собственность чиновников, бюрократии, которая объединяет должностных лиц всех государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, силовых структур.
Среди исследователей, которые изучают коррупцию с позиции права, наибольшее распространение получили две точки зрения, в соответствии с которыми коррупция рассматривается в узком смысле (раскрываемом через модель подкупа) и в широком смысле (раскрываемом через описательные характеристики корыстного злоупотребления служебным положением).
В криминологии коррупцию чаще всего определяют через категории «подкуп» и «продажность служащих».
Коррупция имеет многоликую структуру. Например, коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица.
Нарушением профессиональной этики может быть совершение государственным служащим действий, которые, в свою очередь, способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе, приводят к имиджевым потерям для государственных органов (приобретение предметов роскоши, использование дорогих автомобилей, отдых в дорогих отелях, дружеские, неформальные отношения с людьми, имеющими криминальное прошлое).
К коррупционным правонарушениям относят преступления, административные проступки, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки.
С понятием коррупции тесно связано понятие коррумпированности, то есть вовлеченность должностных лиц в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, их нацеленность на незаконное обогащение посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.
Надо признать, что имеет место и точка зрения, согласно которой коррупция может играть определенную позитивную роль в жизни государства и общества. В частности, коррупция якобы ускоряет принятие и реализацию решений, экономит время, переносит принципы конкуренции свободного рынка в сферу государственных заказов, компенсирует низкие зарплаты государственных служащих (то есть таким образом экономит государственные бюджетные средства).
Однако реально негативного влияния коррупции на систему государственного управления и экономику гораздо больше, чем пресловутых «плюсов». Негативное влияние коррупции на систему государственного управления выражается, прежде всего, в следующем:
1) снижение эффективности расходования бюджетных средств и финансирования государственных заказов;
2) неблагоприятные изменения в структуре расходов государства;
3) ухудшение качества публичных услуг.
Негативное влияние коррупции на экономику проявляется, в первую очередь, в следующем:
а) ограничение свободы конкуренции, что неизбежно влечет за собой ухудшение качества товаров и услуг;
б) снижение уровня собираемости налогов и рост теневой экономики;
в) снижение доверия иностранных инвесторов к государству.
К социально-политическим последствиям коррупции обычно относят:
1) утрату гражданами доверия к органам государства;
2) снижение уровня политической конкуренции и рост социального напряжения;
3) снижение уровня политической стабильности в государстве.
Коррупция - очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.
2. Современные формы коррупции в Российской Федерации.
Содержание любого явления выражается в формах его существования. Форма определяет, как внешние, видимые границы объекта, так и способ его существования. Взаимосвязь достаточно проста: не имея четких границ, любой объект, независимо от того, материален он или является плодом общественного сознания, существовать не может. Поэтому форма есть у всего, есть она у коррупции.
Благодаря знанию форм коррупции в системе государственной службы можно определить, не произошло ли в механизме государственной службы в процессе его деятельности перехода грани законности. Поэтому наряду с общим исследованием природы коррупции требуется отдельное рассмотрение форм ее проявления в системе государственной службы.
Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией.
Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений.
К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.
Понятие коррупции, обозначенное в законе, уже содержит указания на формы коррупции, но только уголовно-наказуемые.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них, которые относятся к сфере государственной службы. В их числе: получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ). Давайте мы их коротко рассмотрим.
Получение взятки - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Согласно ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Иными словами, подарки, полученные при исполнении должностных обязанностей стоимостью, не превышающий три тысячи рублей, не является взяткой.
Запрет на дарение вышеуказанным лицам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, полученные этими лицами, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Дача взятки - это передача взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника. Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.
Злоупотребление должностными полномочиями - это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности - это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Так же необходимо отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации много иных статьей, связанных с должностными правонарушениями в сфере государственного управления, однако их нельзя отнести к антикоррупционным нормам, так как в них отсутствует основной признак, указанный в определении коррупции данный в законе, это наличие выгоды, для себя или для третьих лиц.
Мы рассмотрели формы коррупции - преступления, но существует еще и коррупция - проступок, который при определенных обстоятельствах также может быть квалифицирован как преступление. Проступок не является уголовно-наказуемым деянием, но наносит не меньший вред государственной службе. Этот вид коррупции весьма разнообразен, но коррупция возникает, когда у чиновника появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. От того, какими ресурсами и возможностями обладает чиновник и зависит проявления форм коррупции. Они могут проявляться в виде:
-вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
-получения «комиссионных» («откатов») за размещение государственных заказов;
-поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
-вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
-неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций, учреждений, а также коммерческих и некоммерческих организаций;
-использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
-необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законом; предоставление неполной или передача недостоверной информации;
-оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;
-требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
-нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
-предоставления преимуществ при поступлении и продвижении по государственной службе родственников, друзей, знакомых, так называемый кадровый протекционизм;
-использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
-дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий и др.
3. Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» утверждена национальная стратегия противодействия коррупции.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ правовую основу противодействия коррупции образуют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Федеральный закон является одновременно и нормативным правовым актом, и программным документом, который призван:
а) определить основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией;
б) установить сферу применения антикоррупционной политики;
в) сформулировать и зафиксировать социальные ожидания в антикоррупционной деятельности.
В Федеральном законе было раскрыто содержание термина «противодействие коррупции». Законодатель определил, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ).
К основным принципам противодействия коррупции законодатель отнес:
1) принцип законности;
2) принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина;
3) принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции;
7) принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Президент Российской Федерации: а) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; б) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
На Федеральное Собрание Российской Федерации возлагается задача по своевременной разработке и принятию федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль за деятельностью органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Правительство Российской Федерации в деятельности по противодействию коррупции призвано решать задачи по распределению функций между федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.
Правоохранительные органы и специальные службы РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
На Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров возложена обязанность в пределах своих полномочий координировать деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, а также реализация иных полномочий, установленных федеральными законами, в области противодействия коррупции.
3.1. Национальная стратегия противодействия коррупции
Для целенаправленной реализации мероприятий по противодействию коррупции в РФ была сформирована Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460).
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции в РФ названо искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения вышеназванной цели предполагается решить следующие задачи:
1) сформировать соответствующие потребностям времени законодательные и организационные основы противодействия коррупции;
2) организовать исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создать условия, затрудняющие возможность коррупционного поведения и обеспечивающие снижение уровня коррупции;
3) обеспечить выполнение членами общества норм антикоррупционного поведения, вплоть до применения в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется в соответствии с основными принципами:
1. Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.
2. Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции.
3. Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе № 273-ФЗ.
4. Конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
Национальная стратегия противодействия коррупции осуществляется по следующим направлениям:
1) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
2) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
3) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
4) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
5) устранение коррупционных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
6) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
7) расширение системы правового просвещения населения;
8) модернизация гражданского законодательства;
9) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
10) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
11) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
13) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
14) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
15) повышение эффективности исполнения судебных решений;
16) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
17) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
18) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
19) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
20) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
21) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;
22) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
Субъектами реализации Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) федеральные органы государственной власти и иные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления;
г) институты гражданского общества;
д) организации;
е) физические лица.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется:
1) посредством формирования и исполнения бюджетов всех уровней;
2) путем решения кадровых вопросов;
3) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
4) путем оперативного приведения: правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции; правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции; муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
5) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
6) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
7) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
8) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
3.2. Национальный план противодействия коррупции
В развитие Федерального закона № 273-ФЗ и конкретизируя Национальную стратегию противодействия коррупции, Президент Российской Федерации своим Указом от 16.08.2021 г. № 478 утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.
Мероприятия Национального плана противодействия коррупции направлены на решение следующих ключевых задач:
1) совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
2) безусловное исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;
3) создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
4) активизация антикоррупционного просвещения граждан;
5) активизация деятельности организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
Для решения вышеназванных задач предусмотрен на определенный временной период комплекс мер, выполнение которого возлагается на Правительство РФ, Минкультуры России, Минтруд России, а также должностных лиц иных федеральных органов власти.
Комплекс мер, предназначенных для решения задач Национального плана противодействия коррупции, содержит в частности:
1) совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, и повышение эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
2) выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности Минкультуры России, мониторинг коррупционных рисков и их устранение.
Во исполнении ранее утвержденных планов по противодействию коррупции государственные органы власти в пределах компетенции приняли многочисленные нормативные акты, конкретизирующие общие положения законодательства о противодействии коррупции.
Например, приказом Минпромторга России от 14.08.2013 г. № 1299 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» утвержден порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и положение об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»).
Так, например, ФГУП создано и действует для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений приказом Минпромторга России от 18.10.2022 г. № 4381 «Об организации работы по использованию государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» и определении должностных лиц, уполномоченных на работу с ней» утвержден порядок использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Несмотря на предпринимаемые государством меры, коррупция, является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.