Методическая разработка
для проведения практического занятия
Тема 5 (часть 2). Ответственность за коррупционные правонарушения
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции»
Москва 2023
Цели занятия:
1. Закрепление и углубление знаний по противодействию коррупции.
2. Воспитать чувство ответственности за соблюдение требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
Время:2учебных часа.
Место проведения занятия: учебный класс.
Учебные вопросы и расчет времени
Учебные вопросы | Время, мин. |
Вступительная часть (введение и проверка подготовленности обучаемых)………………………………………………………… | |
1. Теоретическая часть занятия………………………………. | |
1.1. Уголовно-правовые и административно-правовые формы противодействия коррупции……………………………………... | |
1.2. Практика прокурорского надзора………………………..… | |
1.3. Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений……………………………….. | |
1.4. Обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы……………………………… | |
1.5. Вопросы теоретической подготовки………………………… | |
2. Практическая часть занятия….…………………………….. | |
2.1. Указания для выполнения практической работы…………... | |
2.2. Решение ситуационных задач……………………………….. | |
Итого |
КОМПЕТЕНЦИИ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ
Код компетенции и ее содержание | Планируемые результаты обучения |
ПК-1 Способности и готовности к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению |
Знать: - положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции; - основные принципы противодействия коррупции; - организационные основы противодействия коррупции. Уметь: анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции. Владеть: навыком соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции в своей деятельности. |
ПК-2 Способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции |
Знать: - меры по профилактике коррупции; - основные антикоррупционные стандарты поведения; - меры ответственности за коррупционные правонарушения. Уметь: - выражать нетерпимость к коррупционному поведению; - критически оценивать информацию. Владеть: - навыками идентификации коррупционных правонарушений в конкретной жизненной ситуации; - навыками реализации практических мер по профилактике коррупции. |
ПК …. |
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Мультимедийная система.
2. Презентация к теоретической части занятия.
3. Вопросы теоретической подготовки.
4. Ситуационные задачи к практической части занятия.
5. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
Государственная антикоррупционная политика предполагает системную разработку и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках, принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Уголовно-правовые и административно-правовые формы противодействия коррупции следует признать самыми эффективными инструментами государства в борьбе с коррупцией, тем самым угроза ответственности является принципиальным фактором отказа должностных лиц от совершения деяний.
Фундаментальной основой для реализации этих форм противодействия коррупции служат властные полномочия правоохранительных органов: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Целью лекции является закрепление полученных знаний об основах правового регулирования юридических последствий нарушения лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Для достижения данной цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие, сущность, примеры из правоприменительной практики форм противодействия коррупции, включая прокурорского надзора.
2. Основание и порядок обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
3. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
1.1. Уголовно-правовые и административно-правовые формы противодействия коррупции.
1.1.1. Понятие и сущность уголовно-правовых и административно-правовых форм.
Уголовно-правовые формы противодействия коррупции - это установленные нормами уголовного законодательства последствия совершения преступлений коррупционной направленности.
К уголовно-правовым формам противодействия коррупции (по нормам действующего законодательства): относятся:
- уголовная ответственность;
- освобождение от уголовной ответственности;
- исключение уголовной ответственности.
Под административно-правовыми формами противодействия коррупции следует понимать закреплённые в нормах национального права конкретные административно-правовые средства, направленные на противодействие коррупции в системе, обусловленные содержанием управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности и особенностями национальной этики, а также управленческими традициями.
Основные административно-правовые формы противодействия коррупции:
- административно-правовая защита государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц;
- регулярный мониторинг ситуации, выявление наиболее уязвимых в -коррупционном плане должностей государственной службы и своевременные меры по предупреждению возможных правонарушений;
- развитие в национальных законодательствах норм, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения коррупционного характера;
- нормативное закрепление современного управленческого инструментария;
- развитие административно-институциональных средств противодействия коррупции;
- правовые ограничения и запреты на определенные действия при прохождении государственной службы;
- контроль за результатами осуществления государственных функций;
- правила, регулирующие поведение в случае возникновения конфликта между служебными обязанностями и личными интересами государственных служащих (конфликт интересов);
- установление требований к поведению государственного служащего после оставления государственной службы;
- должным образом, организованный механизм отбора и подготовки кадров для государственной службы;
- система поощрений, направленных на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане работать честно и эффективно;
- административная ответственность;
- освобождение от административной ответственности.
1.1.2. Примеры из правоприменительной практики форм противодействия коррупции, включая прокурорского надзора.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 24 декабря 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 22 февраля 2022 г., ООО «СЗ «ИСК «Авангард» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Как следует из материалов дела, ФИО10 действуя в интересах ООО «СЗ «ИСК «Авангард», в период с 26 июня 2017 г. по 21 сентября 2018 г., через иных лиц в том числе посредством ФИО5, незаконно передал должностному лицу - главному специалисту-эксперту отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения и земельные участки ФИО6, уполномоченную на осуществление действий по государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, взятку в виде денег в сумме не менее 118 700 рублей за совершение действий, связанных с ее служебным положением, а именно: за регистрацию в максимально короткие сроки договоров участия в долевом строительстве, осуществляемом застройщиком ООО «СЗ «ИСК «Авангард».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СЗ «ИСК «Авангард» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного правонарушения и виновность общества подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 сентября 2021 г.; копией приговора от 01 июня 2021 г. о признании ФИО6 виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ, вступившего в законную силу 24 июня 2021 г.; копиями объяснения ФИО5, ФИО7, ФИО8 и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволяют прийти к выводу о том, что ООО «СЗ «ИСК «Авангард» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное ООО «СЗ «ИСК «Авангард» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
Все представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Указанное дело по жалобе защитника юридического лица было рассмотрено в кассационном порядке (Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2022 г. № 16-4612/2022).
Как видно из обстоятельств рассмотренного дела, прокурором, следственным органом, по факту совершения коррупционных правонарушений юридическим и физическим лицом, применены две формы противодействия коррупции. В результате юридическое лицо привлечено к административной ответственности, а должностное лицо к уголовной ответственности за получение взятки в значительном размере.
1.2. Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Гражданско-правовая ответственность является одним из видов ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, установленных ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ. Указанная статья распространяет ее действие на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Гражданско-правовая ответственность в общем понимании - это обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, направленное на восстановление нарушенных имущественных или неимущественных прав другого лица (лиц), общества или государства.
Суть коррупции с позиций гражданского права состоит в возникновении у лица гражданских прав из незаконных оснований: вследствие причинения вреда другому лицу (жертве коррупции-потерпевшему), вследствие неосновательного обогащения (присвоения бюджетных средств, иных материальных и нематериальных благ) должностного лица (коррупционера).
Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают обязательства вследствие причинения вреда. Так, например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
И причинение вреда другому лицу, и неосновательное обогащение являются противоправными деяниями, ведущими к возникновению гражданско-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения базируется на положении ГК РФ, согласно которому никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1). ГК РФ трактует гражданско-правовую ответственность, в том числе за коррупционные правонарушения, как «Обязательства вследствие причинения вреда» (глава 59 ГК РФ) и «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» (глава 60 ГК РФ).
Также под гражданско-правовой ответственностью за совершение коррупционных правонарушений следует понимать правовую ответственность в качестве антикоррупционной меры, наступающей вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица, при наличии признаков коррупции.
На практике возмещение вреда вследствие совершения указанных правонарушений зачастую связывают с уголовно-правовым институтом конфискации имущества.
Общие основания ответственности за причинение вреда устанавливает ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вспомним отдельные конституционные положения. Так, ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти
или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Данное положение распространяется также на ситуации, возникающие в результате издания государственным органом или органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.
Статья 1070 ГК РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями дознания, предварительного следствия и суда. Часть 1 ст. 1070 ГК РФ называет виды вреда, который может быть причинен гражданину незаконными действиями дознания, предварительного следствия и суда:
- незаконное привлечение к уголовной ответственности;
- незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
- незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного ареста.
Вред, причиненный юридическому лицу, может возникать в результате незаконного привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Во всех указанных случаях причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1081 ГК РФ закрепляет право регресса к лицу, причинившему вред. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ.
Право регресса Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяет на сотрудников органов внутренних дел. Согласно ч. 5 ст. 15 указанного закона
вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, МВД России имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения. Для реализации этого права МВД России может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
Глава 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» закрепляет обязанность возвратить неосновательное обогащение.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель), обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, как правило (ст. 1104), возвращается потерпевшему в натуре. Однако закон (ст. 1105 ГК РФ) допускает возвращение стоимости неосновательного обогащения.
Статья 1107 ГК РФ обязывает лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества, включая проценты за пользование чужими средствами за весь период их использования.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения базируется на положении ГК РФ, согласно которому никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1). Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.
1.3. Обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Гражданское законодательство РФ относит к имуществу вещи и имущественные права. Основные виды имущества - это недвижимое и движимое имущество. В соответствии со ст. 130 ч.1 ГК РФ недвижимостью признается прочно связанное с землей имущество, которое нельзя переместить без причинения несоразмерного ущерба его назначению. Она закрепляет следующие виды недвижимого имущества:
- земельные участки и участки недр;
- здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
- жилые и нежилые помещения, а также машино-места.
- воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
При этом законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии со статьей 8.2. Федерального закона № 273-ФЗ «Контроль за законностью получения денежных средств» в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее - проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.
Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие материалы проверки, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения этих средств, если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей.
В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, издан приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции». В соответствии с приказом, при наличии оснований, соответствующий прокурор обращается в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения этих средств.
Согласно ст. ст. 3, 16, 17 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова» подтвердили соответствие Конституции РФ такой меры государственного принуждения, как предусмотренное статьей 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Названная норма права имеет специальную цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, подлежащими контролю согласно данному Федеральному закону, и этим ограничены пределы ее применения. Указанная цель предопределяет допустимость названной формы реагирования на факты коррупционных проявлений на основании презумпции, в силу которой несоответствие расходов законным доходам свидетельствует о совершении деяния коррупционной направленности, а не какого-либо иного правонарушения.
ПРИМЕРЫ ПРОКУРОРСКО-СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
Органами прокуратуры Саратовской области проведена проверка поступивших от губернатора региона материалов о результатах контроля за расходами чиновницы, работающей в комитете финансов администрации Балаковского муниципального района, а также за расходами ее супруга. Установлено, что муж сотрудницы администрации в 2014 году приобрел автомобиль «Lexus RX 350» стоимостью 2,6 млн. руб., однако чиновница представила недостоверные сведения об источниках получения средств, за счет которых была совершена эта покупка. Балаковский районный суд Саратовской области в полном объеме удовлетворил заявление прокурора об обращении автомобиля в доход государства. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения. Постановление об окончании исполнительного производства вынесено 30.06.2016, транспортное средство передано судебным приставом в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области.
В Краснодарском крае состоялось судебное решение по заявлению прокурора об обращении в доход государства земельного участка и жилого дома, приобретенных судебным приставом и ее супругом на неподтвержденные доходы. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом уничтожен ответчиками, в связи с чем исковые требования изменены на обращение в доход государства стоимости жилого дома. Решение суда исполнено в полном объеме, в доход государства перечислен денежный эквивалент стоимости дома в размере 3,2 млн. руб. На земельный участок зарегистрировано право Российской Федерации.
Заводским районным судом города Орла удовлетворено исковое заявление прокурора Орловской области об обращении в доход Российской Федерации имущества депутата Орловского областного Совета народных депутатов, приобретенного на неподтвержденные доходы. Установлено, что депутат в 2013 году при официальном доходе 5,4 млн. руб. купил помещения хозяйственного назначения в городе Орле на сумму 28 млн. руб. Решение суда вступило в законную силу, на объекты недвижимости зарегистрировано право Российской Федерации.
1.3.1. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Под утратой доверия можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения служащим действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ включение в реестр сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключение из реестра сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещение реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 г. № 228 (далее Положение), размещение реестра на официальном сайте единой системы и внесение в реестр изменений осуществляет Департамент Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которого относится обеспечение реализации полномочий Правительства Российской Федерации в решении кадровых вопросов (далее - уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации). Органы местного самоуправления определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в соответствии с настоящим Положением для их включения в реестр, а также для исключения из реестра сведений.
Федеральные государственные органы и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные государственные органы), Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные организации), определяют должностное лицо, ответственное за включение сведений в реестр и исключение сведений из него посредством направления сведений в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением.
Территориальные органы, иные территориальные подразделения федеральных государственных органов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные подразделения уполномоченных организаций, а также организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в соответствии с настоящим Положением для их включения в реестр, а также для исключения из реестра сведений по основаниям, указанным в пункте 15 настоящего Положения.
2. Практическая часть занятия.
2.1. Указания для выполнения практической работы.
Для правильного и своевременного выполнения практической работы следует руководствоваться общими принципами оценки информации, а также планирования времени.
Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи.
Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации.
Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее:
- понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов;
- обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой.
В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы т.e. распределены по их значению для решения информационной (или практической) задачи.
Ранжировать в процессе извлечения можно и собственно получаемую информацию. Такое ранжирование может вестись по разным критериям.
По точности соответствия информационному запросу:
1. Информация непосредственно и исчерпывающе отвечает на заданный вопрос.
2. Информация снимает неопределенность по части поставленного вопросам.
3. Информация дает косвенный ответ на заданный вопрос, т.е. требует обработки - детализации или конкретизации (приведены данные о классе объектов, к которому относится интересующий вас объект, или приведены данные о единичном случае, тогда как вас интересует общее правило или закономерность, приведена информация о схожем объекте и т.п.).
Информация, не соответствующая запросу, оказывается избыточной, ее следует игнорировать.
По достоверности (Фактологическая информация):
1. Информация, представляющая собой изложение факта или закрепленной нормы (ссылка на нормативно-правовой акт, судебную практику, описание, снабженное указанием на персоналии, датами и т.п.).
2. Информация, представляющая собой общее место (содержится в источниках разного вида, повторяется без цитирования почти дословно).
3. Информация, подтвержденная аргументацией, опирающейся на общие позиции, принятые аксиомы, факты, ранее обоснованные сведения, первичную информацию.
4. Информация, подтвержденная единичным достоверным опытом (человека, организации).
По правдоподобности:
1. Информация, не противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
2. Информация, противоречащая некоторым достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
3. Информация, противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
С целью планирования выполнения практического задания необходимо определить ресурс времени.
Для этого потребуется:
1. Записать все действия (шаги) в хронологической последовательности.
2. По опыту или следуя сложности (каждый определяет самостоятельно) вопросов или ситуационных задач, указать, сколько времени вам потребуется для выполнения каждого действия (шага).
3. Перевести относительные единицы времени в минуты с учетом общего отведенного времени.