Тема 5 (часть первая). Ответственность за коррупционные правонарушения.
Лекция
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции».
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. |
||
Введение……………………………………………………………… | 4 | |
1. Подходы к содержанию и признакам коррупционного правонарушения……………………………………………………. | 5-8 | |
2. Понятие и основные признаки коррупционных правонарушений дисциплинарного характера……..……………… | 8-12 | |
3. Основные виды коррупционных правонарушений дисциплинарного характера..……………………………………….. | 12-21 | |
4. Судебная практика по делам, связанным с применением взысканий за коррупционные правонарушения дисциплинарного характера……………………………………………………………... | 21-27 | |
Заключение…………………………………..……………………… | 28-29 |
ЛИТЕРАТУРА
(нормативно-правовые акты)
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 г.).
Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065.
Письмо Минтруда России от 15.04.2022 г. № 28-6/10/П-2479 «Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Мультимедийная система.
2. Презентация к лекции.
3. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной особенностью здорового гражданского общества является наличие моральных ценностей и нравственных критериев, которые позволяют не просто обеспечивать функционирование социальных институтов, но и определять приоритеты и индикаторы развития. Это состояние дает возможность критически осмыслить объективно сложившуюся социально-политическую практику, наметить пути и способы ее коррекции и оптимизации. В определенном смысле именно наличие саморефлексии отличает зрелые социальные организмы от восторженно переживающих первые опыты самоидентичности молодых государств.
Противодействие коррупции предполагает комплексное воздействие, которое включает совершенствование антикоррупционного законодательства, антикоррупционное просвещение и пропаганду, создание действенной системы стимулов антикоррупционного поведения россиян.
Одним из сдерживающих институтов права против коррупции следует признать сформированную систему привлечения к ответственности и доведения до общества и каждой личности о последствиях совершения коррупционных правонарушений.
Целью лекции является систематизация знаний об основаниях и последствиях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения.
Для достижения данной цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Состав коррупционного правонарушения и виды коррупционных правонарушений.
2. Порядок и критерии привлечения к ответственности.
3. Уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые формы противодействия коррупции.
Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.
К коррупционным правонарушениям (виды) относят преступления, административные проступки, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки.
В статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ понятие «коррупция» определяется путем перечисления противоправных действий (формы), являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп), и дополнительного указания на сущностные признаки коррупции - любое иное незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Признаки правонарушения - это определенные черты, характеризующие каждый элемент состава правонарушения. Признаки, характеризующие объект и объективную сторону называют объективными, а признаки, характеризующие субъективную сторону и субъект, - субъективные признаки.
Можно выделить следующие признаки коррупционного правонарушения: а) деяние; б) использование соответствующим лицом своего должностного положения; в) деяние является незаконным, то есть запрещено соответствующим законом; г) получение выгоды; д) причинение вреда законным интересам общества и государства. К коррупции также отнесено незаконное предоставление какой-либо выгоды лицу, занимавшему соответствующую должность, другими физическими и юридическими лицами.
1.1. Состав коррупционного правонарушения.
Состав правонарушения - это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние как правонарушение.
Иными словами, состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.
Элемент - это структурное подразделение состава правонарушения. Различают четыре составных части состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Состав коррупционного правонарушения предполагает наличие четырёх взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов: объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
Специальным объектом всех коррупционных правонарушений является установленный государством в нормах права порядок осуществления служебных полномочий лицами, уполномоченными на выполнение функций государства.
Кроме того, каждому конкретному коррупционному правонарушению, в зависимости от выполняемых уполномоченными на то лицами функций государства, присущ его непосредственный объект. Например, установленный порядок предоставления лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, информации юридическим и физическим лицам; установленный порядок оказания этими же лицами содействия в осуществлении предпринимательской деятельности иными лицами и т.д.
Объективная сторона всех коррупционных правонарушений характеризуется действием (например, осуществление функций поверенного третьих лиц) либо бездействием (несоставление протокола о совершении коррупционного правонарушения).
Для ряда коррупционных правонарушений характерен такой признак объективной стороны, как способ его совершения (например, получение кредита путём использования льгот, не предусмотренных действующим законодательством).
Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом: виновное лицо осознаёт общественную опасность и противоправность совершаемого им действия или бездействия, и желает его совершить. Для некоторых составов коррупционных правонарушений характерны цель и мотив. Ни одно из коррупционных правонарушений не совершается по неосторожности.
Субъект. Все коррупционные деяния предполагают их совершение специальным субъектом - лицом уполномоченным на выполнение функций государства или иным лицом, предусмотренным нормативными актами. Понятие государственных и муниципальных служащих, а также лиц на которых распространяются требования законодательства о противодействии коррупции установлены специальными федеральными законами и подзаконными актами.
Указанных субъектов можно также охарактеризовать как имеющие публичный статус, - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.
Профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных и муниципальных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства (местного самоуправления) и получают заработную плату за счёт государственных и иных средств. Основной признак должности - это присущие ей юридически властные полномочия, включающие право на приём (увольнение) работников, издание обязательных актов правового характера; осуществление контроля за их выполнением; стимулирование реализации соответствующих предписаний законодательных актов экономическими, организационными и юридическими принудительными мерами, а также совершение служебных действий, влекущих юридические последствия - составление протоколов, актов ревизии, служебных и докладных записок, справок, проектов нормативных актов.
Должностные полномочия - это не только властные распоряжения, но и их реальное осуществление.
Например, к статьям 285, 290 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки) предусмотрены примечания, в которых определены (описаны) признаки специальных субъектов коррупционного преступления (должностное лицо, иностранное должностное лицо).
2. Понятие и основные признаки коррупционных правонарушений дисциплинарного характера.
Под дисциплинарным проступком коррупционной направленности подразумевается такой вид правонарушения как использование государственным, муниципальным служащим или иным должностным лицом своего статуса для получения преимуществ вопреки интересам государства, общества, граждан или организаций с нарушением (или без такового) нормативно установленного порядка осуществления должностных полномочий, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (дисциплинарная ответственность).
Дисциплинарным коррупционным проступком по существу являетсядоказанный юридический факт неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом (субъектом коррупционного правонарушения) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон № 273-ФЗ, другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных, муниципальных служащих, иных лиц, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
Например, в целях противодействия коррупции Федеральный закон установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности:
- запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1);
- обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8);
- обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1);
- обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9);
- обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11);
- обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Неисполнение указанных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязанности и правила служебного поведения.
Обязанности и запреты, установленные в целях противодействия коррупции, также закреплены в должностных регламентах (инструкциях) государственных и муниципальных служащих.
Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги и несовершеннолетних детей (ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ) и т.д.
Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.
К признакам коррупционного правонарушения дисциплинарного характера можно отнести:
-лицо (субъект), подпадает под действие законодательства о противодействии коррупции;
- совершается проступок, который нарушает требования антикоррупционного законодательства РФ;
- совершаемом лицом действии (бездействии) есть его вина;
- за противоправное (противоречащее нормативным актам) действие или бездействие предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность - это вид юридической ответственности, основным содержанием которой являются меры (дисциплинарное взыскание), применяемые работодателем к работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия».
При рассмотрении дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, судами устанавливался факт противоправного, виновного неисполнения государственным, муниципальным служащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.
Дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности. Следовательно, уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.
Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении государственного или муниципального служащего сам по себе не является основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
3. Основные виды коррупционных правонарушений дисциплинарного характера.
Коррупционные правонарушения дисциплинарного характера могут быть классифицированы на виды по различным основаниям:
- в зависимости от субъекта (военнослужащие, судьи, сотрудники органов внутренних дел, а также гражданские, муниципальные служащие, руководители унитарных предприятий и т.д.);
- в зависимости от объекта, который стал предметом нарушения;
неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных трудовых обязанностей, возложенных на должностное лицо трудовым договором и т.д.;
- в зависимости от правовых последствий для должностного лица (увольнение или иная мера дисциплинарного взыскания);
Следует привести примеры основных видов коррупционных правонарушений дисциплинарного характера, влекущих увольнение (статьи 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ):
Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также членов своей семьи либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
4) осуществления предпринимательской деятельности;
5) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Также видами правонарушения дисциплинарного характера являются нарушения:
запрета получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
запрета заниматься без письменного разрешения руководителя иной оплачиваемой деятельностью.
Вопросам квалификации тех или иных действий (бездействий) как основания привлечения к дисциплинарной ответственности посвящен Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г.).
Как видно, круг субъектов дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения не ограничивается только государственными и муниципальными служащими.
При этом основным квалифицирующим признаком вида коррупционного дисциплинарного правонарушения всегда будет наличие юридического факта нарушения конкретного запрета, ограничения или требования законодательства о противодействии коррупции.
3.1. Порядок привлечения к ответственности.
Порядок привлечения к ответственности - это последовательность действий уполномоченных лиц, имеющих право рассматривать и принимать решения по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Как правило, процедура проводится в 4 этапа:
-обнаружение и фиксация проступка;
- разъяснение лицу его прав и обязанностей ввиду обнаруженного проступка;
- получение письменных объяснений от лица либо документирование отказа;
- оценка объективных обстоятельств проступка, включая учет тяжести деяния;
- составление и издание распорядительного акта (приказа и т.д.).
Работодатель обязан получить от сотрудника объяснение, составленное в письменной форме перед применением рассматриваемого вида взыскания (см. ст. 193 ТК РФ). Если последний откажется предоставлять объяснительную, то работодатель должен зафиксировать подобное решение актом.
Чтобы зафиксировать совершенное госслужащим коррупционное правонарушение необходимо провести проверку. Она проводится на основании докладной записки, рапорта или иного документа, полученного от уполномоченного лица кадровой службы или от органов и организаций, перечисленных в п. 10 Положения о проверке на госслужбе, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065.
Например, госслужащий вправе представлять материалы, давать пояснения, которые приобщаются к материалам проверки.
По итогам проверки составляется доклад о результатах проверки. Поскольку законодательством форма этого документа не предусмотрена, можно составить его произвольно.
Представитель нанимателя (работодателя) на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить. Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации.
Если госслужащий признал факт совершения коррупционного правонарушения, с его согласия взыскание может быть применено в упрощенном порядке. В этом случае для привлечения к ответственности достаточно следующих документов:
- доклада подразделения кадровой службы, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений;
- письменного объяснения госслужащего.
Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия.
В акте о наложении дисциплинарного взыскания нужно указать тот вид взыскания, который решено применить к госслужащему.
При применении взысканий учитываются:
- характер коррупционного правонарушения;
- тяжесть правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено;
- соблюдение госслужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
- исполнение госслужащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также результаты исполнения госслужащим должностных обязанностей.
В качестве основания применения взыскания в акте указывается ст. 59.1 или ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В течение пяти дней со дня издания акта о применении взыскания его копия вручается госслужащему под расписку.
Также согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Трудовой договор с руководителем унитарного предприятия может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» в связи с нарушением запретов, установленных п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
3.2. Критерии привлечения к ответственности.
Критерии – это характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других. В рассматриваемом случае оценка определенных критериев позволяет правильно установить вид взыскания (замечание, выговор, увольнение), подлежащий применению, а также основания для исключения ответственности.
При рассмотрении критериев привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения следует отметить, что не образуют коррупционного проступка и не влекут применения взысканий следующие нарушения:
а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;
б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась, а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от должностного лица (форма Справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460);
в) заполнение Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению;
г) представление в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справкам не отраженные или не полностью отраженные сведения.
За нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);
г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;
д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.
При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии:
а) характер и тяжесть совершенного нарушения;
б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;
в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Анализ дисциплинарной практики государственных (муниципальных) органов показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях:
а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;
б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг;
в) указания цены сделки по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, существенно ниже рыночной, для создания видимости соответствия расходов доходам служащего;
г) сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;
д) сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;
е) сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления;
ж) иных обстоятельств, наличие которых могло вызвать объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.
Соответствующим руководителем может быть принято решение об увольнении служащего и в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства.
Взыскание в виде замечания или выговора применяется к федеральным государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных видов, в случае малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом, и урегулированию конфликта интересов.
При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
В случаях впервые совершенных несущественных проступков и при отсутствии отягчающих обстоятельств, взыскания могут не применяться.
В качестве отягчающих обстоятельств могут рассматриваться:
а) представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;
б) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции;
в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;
г) нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.
В качестве смягчающих обстоятельств могут рассматриваться:
а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;
б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
в) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий;
г) наличие поощрений в отчетном периоде (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.);
д) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.
При наличии смягчающих обстоятельств может быть применено взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.
При наличии отягчающих обстоятельств рекомендуется применять взыскание, следующее по степени строгости, взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.
Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности.
За совершение коррупционного правонарушения госслужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
4. Судебная практика по делам, связанным с применением взысканий за коррупционные правонарушения дисциплинарного характера.
Судебная практика - руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации, а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.
Судебная практика фактически является вспомогательным источником права, восполняя пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации и определяет единые подходы к толкованию и применению судами норм права.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 поручения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. № ММ-П17-12165 и во исполнение подпункта «б» пункта 15 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» актуализирован обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда России от 15.04.2022 г. № 28-6/10/П-2479).
Актуализированный обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Взыскания применяются уполномоченным должностным лицом, как правило, на основании результатов проведенных проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (далее - антикоррупционные проверки), а в случае если доклад по итогам антикоррупционной проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов (аттестационную комиссию) (далее - комиссия) - и на основании рекомендации комиссии.
Минтруд России учитывал при подготовке обзора судебную практику по данной категории дел.
Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства о противодействии коррупции при рассмотрении споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений («Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г.)).
В обзоре указано, что в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также принимая во внимание допускаемые судами в отдельных случаях ошибки и возникающие у них вопросы, необходимо обратить внимание на следующие правовые позиции.
Государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.
Пример 1. М. обратился в суд с иском к администрации городского округа о признании незаконным увольнения с должности заместителя главы администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля, а также об изменении основания увольнения.
В обоснование иска М. указал, что обратился к представителю нанимателя (работодателю) с заявлением об увольнении со службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 77 ТК РФ (по инициативе работника), однако трудовой договор с ним был расторгнут на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является). М. полагал, что конфликт интересов не возникал, поскольку исполнение им обязанностей члена комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором принимала участие его супруга, не могло повлиять на результаты аукциона. По результатам аукциона победителем был признан другой участник, а не его супруга.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, М. отказано в удовлетворении иска.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в частности в виде увольнения.
Установив, что М., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к правильному выводу о совершении М. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд нашел несостоятельным, указав, что в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у супруги истца возникли бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность М.
То обстоятельство, что супруга истца не была признана победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку, как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Таким образом, вывод судов об отказе М. в иске об изменении основания увольнения с муниципальной службы является правильным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате воспитания нетерпимости к коррупции как важного морально-нравственного фактора, формируется антикоррупционное самосознание в отношении нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма и т.д. Вполне вероятно, что каждый из этих аргументов в отдельности может не быть адекватно воспринят потенциальными и действующими должностными лицами, если все меры противодействия коррупции будут сведены только к цели привлечения к ответственности за допущенные нарушения и усиления этого правового механизма, то есть по существу законному изменению к худшему правового статуса личности (должностного лица), пораженной в правах.
Коррумпированность порождается невнятностью общественной морали, не осуждающей, наоборот, скорее одобряющей рост материального благополучия и значительных доходов человека, связывая его с успешностью личных инициатив, предприимчивостью, способностью ставить перед собой цель - стремление к материальному благополучию любой ценой, и уверенно к ней идти.
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено положение, согласно которому все организации независимо от формы собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Частью 2 статьи 13.3 указанного Федерального закона, установлено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, законодатель предоставил каждой конкретной организации, в зависимости от специфики ее деятельности и организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции. В принятых локальных актах организации должны быть закреплены основы антикоррупционной политики и антикоррупционного поведения работников организации, а также разъяснительная работа об ответственности за коррупцию.
Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях, тем самым меры противодействия коррупции принятые по месту работы, имеют важное значение в правовой и нравственной системе государства.
Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о противодействии коррупции и ответственности за нарушение антикоррупционных требований.
Овладение материалом лекции позволит Вам осознать значимость своей профессиональной деятельности, необходимость соблюдения принципов нетерпимости к коррупционному поведению, а также разбираться в юридических последствиях (включая правовой сущности ответственности) за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства Российской Федерации.