Тема 4. Антикоррупционные стандарты поведения отдельных категорий лиц.
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции»
Москва 2023
Цели занятия:
Время:2учебных часа.
Место проведения занятия: учебный класс.
Учебные вопросы и расчет времени
Учебные вопросы | Время, мин. |
Вступительная часть (введение и проверка подготовленности обучаемых)………………………………………………………… | |
1. Теоретическая часть занятия………………………………. | |
1.1. Содержание обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений…………………………………………………... | |
1.2. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера……... | |
1.3. Понятие, признаки и правовая природа конфликта интересов………………………………………………………….. | |
1.4. Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, а также иные ограничения, запреты и ответственность установленная законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции…………………………………….. | |
Тестовый контроль теоретической подготовки………………... | |
2. Практическая часть занятия….……………………………. | |
2.1. Указания для выполнения практической работы | |
2.2. Решение ситуационных задач……………………………….. | |
Итого……………………………………………………………….. |
КОМПЕТЕНЦИИ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ
Код компетенции и ее содержание | Планируемые результаты обучения |
ПК-1 Способности и готовности к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению |
Знать: - положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции; - основные принципы противодействия коррупции; - организационные основы противодействия коррупции. Уметь: анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции. Владеть: навыком соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции в своей деятельности. |
ПК-2 Способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции |
Знать: - меры по профилактике коррупции; - основные антикоррупционные стандарты поведения; - меры ответственности за коррупционные правонарушения. Уметь: - выражать нетерпимость к коррупционному поведению; - критически оценивать информацию. Владеть: - навыками идентификации коррупционных правонарушений в конкретной жизненной ситуации; - навыками реализации практических мер по профилактике коррупции. |
ПК …. |
ЛИТЕРАТУРА
(нормативно-правовые акты)
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Мультимедийная система.
2. Презентация к теоретической части занятия.
3. Тестовый контроль теоретической подготовки.
4. Ситуационные задачи к практической части занятия.
5. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
В учебной и научной литературе коррупция определяется как социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Общепризнанным является тот факт, что коррупция - чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то, что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.
Стандарт антикоррупционного поведения рассматривается как совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.
На отдельные категории лиц законодательством о противодействии коррупции распространяются дополнительные требования, которые обусловлены особенностями исполнения должностных обязанностей.
Целью лекции является закрепление полученных знаний об основных правах и обязанностях лиц, на которых распространяются требования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Для достижения данной цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Форма и порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также анализ и проверка указанных сведений и порядок действий в случае невозможности представить сведения по объективным причинам.
2. Квалифицирующие признаки конфликта интересов, обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
3. Формы вознаграждений, особенности получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, а также особенности реализации права на иную оплачиваемую работу.
4. Особенности реализации права на иную оплачиваемую работу и запрета на иную оплачиваемую деятельность для отдельных категорий лиц.
1.1. Содержание обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Коррупционные правонарушения - это противоправные, виновные деяния (действие или бездействие) государственных или муниципальных служащих (иных лиц на которых распространяются требования), выражающиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства с использованием своего служебного положения и влекущие соответствующую ответственность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 273-ФЗ:
1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Корреспондирующие нормы также закреплены и в Федеральном законе от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (пункт 14 части 1 статьи 27), Федеральном законе от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в иных нормативных актах.
1.1. Порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В целях единообразного применения части 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ Минздравсоцразвития России совместно с Генпрокуратурой России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений (далее - методические рекомендации), в части решения вопроса об обеспечении специальной защиты лиц, добровольно сообщающих о подозрениях в коррупции.
Государственный и муниципальный служащий обязан уведомить о факте обращения в целях склонения к коррупционным правонарушениям непосредственно при отсутствии утвержденного порядка, т.е. без соблюдения порядка либо в соответствии с порядком утвержденным работодателем.
Как правило порядок состоит из следующей последовательности действий:
1. Уведомить нанимателя (работодателя) о факте склонения сотрудника к коррупционным правонарушениям. Уведомление оформляется в свободной форме и передается руководителю организации или иному должностному лицу в соответствии с утвержденным работодателем порядке, не позднее окончания рабочего дня.
2. При нахождении сотрудника организации не при исполнении должностных обязанностей либо вне пределов места работы о факте обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения он уведомляет нанимателя по любым доступным средствам связи, а по прибытии на место работы оформляет уведомление в течение рабочего дня.
Конкретные сроки уведомления устанавливаются представителем нанимателя (работодателем).
3. К уведомлению могут прилагаться материалы, подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.
4. Работодатель принимает меры по организации проверки сведений, содержащихся в уведомлении, в том числе направляет копии уведомления и соответствующих материалов в органы Прокуратуры Российской Федерации, в МВД России, ФСБ России либо в их территориальные органы не позднее 10 дней с даты его регистрации в журнале. По решению представителя нанимателя (работодателя) уведомление может направляться как одновременно во все перечисленные государственные органы, так и в один из них по компетенции.
1.1.2. Ответственность за несоблюдение указанной обязанности.
Неисполнение требования является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ).
1.1.3. Оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с подготовкой сообщений о фактах коррупции.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции Указом Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» утверждены типовые положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В функции указанных подразделений федерального государственного органа и органов субъектов Российской Федерации включается оказание федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, муниципальным служащим и гражданам консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также с подготовкой сообщений о фактах коррупции.
Кроме того, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам в подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.
1.1.4. Важность защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции.
Система защиты заявителей о коррупции представляет комплекс мер, в том числе законодательных, направленных на защиту прав лиц, сообщающих о возможных фактах коррупции. Речь идет о трудовых правах (защита от увольнений, понижения в должности и т.п.), защите от преследований, в том числе от подачи исков о клевете.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ.
В отношении лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, действующим законодательством в качестве одной из мер по обеспечению государственной защиты предусмотрен особый порядок привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности.
Так, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий, сообщивший в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.
До настоящего времени федеральным законом не урегулированы системные меры защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции.
1.1.5. Каналы сообщения информации о фактах коррупции.
В связи с тем, что зачастую все стороны коррупционных взаимодействий (например, и взяткополучатель, и взяткодатель) заинтересованы в их сокрытии, для их своевременного выявления и минимизации негативных последствий критически важным становится получение информации о признаках неправомерной деятельности из всех возможных источников. С этой точки зрения, рекомендуется уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым:
а) работниками организации;
б) ее контрагентами.
Кроме этого, полезным может также стать мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и социальных сетях.
Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организациях и учреждениях должны быть созданы соответствующие доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная «горячая линия», электронная приемная на официальном сайте организации или органа власти и управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме. Информация о таких каналах должна на регулярной основе доводиться до подразделений по профилактики коррупции.
1.1.6. Принципы защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции.
Согласно проекта Федерального закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов» (подготовлен Минтрудом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.03.2015)
Основными принципами защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, являются:
1) законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих меры защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, и защищаемых лиц;
2) защищенность от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность (трудовую деятельность) лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, применения к ним мер дисциплинарного воздействия;
3) недопустимость препятствования получению лицом, сообщившим о коррупционном правонарушении, бесплатной юридической помощи и доступа к правосудию;
4) применение мер защиты без ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав и законных интересов лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях;
5) возмещение убытков и причиненного морального вреда за преследование или ущемление прав и законных интересов за сообщение о коррупционном правонарушении;
6) предоставление мер защиты в соответствии с полномочиями государственных органов, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, правоохранительных органов и других уполномоченных государственных органов, организаций.
1.1.7. Возможные механизмы защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции.
Необходимо разделить заявителей на группы в зависимости от последствий проверки сообщений.
1. Если сообщение влечет привлечение виновных лиц к дисциплинарной и/или административной ответственности.
2. Если возбуждено уголовное дело по сообщению о коррупционном правонарушении.
Первая группа заявителей находится в более уязвленном состоянии, поскольку до настоящего времени не принят федеральный закон «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов».
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий, сообщивший в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в особом порядке с участием прокурора.
Однако данный механизм без урегулирования специальным законом представляется недостаточным.
Вторая группа заявителей имеет государственную защиту путем реализации механизма установленного Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и предусматривает возможность применения при наличии определенных оснований таких мер безопасности как личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место.
1.1.8. Привлечение к ответственности и поощрение.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ).
Поскольку сообщение о склонении к совершению коррупционного правонарушения (или о факте иного коррупционного правонарушения) является обязанностью государственного и муниципального служащего, исполнение данной обязанности приравнивается к исполнению иных других служебных обязанностей.
Статья 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает основания для поощрения и награждения за гражданскую службу (объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения, награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка и т.д.).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер по профилактики коррупции является внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении.
В качестве примера одного из видов поощрения другой категории граждан (в обязанности которых не входит добровольное сообщение о коррупционных правонарушениях) следует привести Приказ МВД России от 06.06.2018 г. № 356 «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших». Размер суммы вознаграждения устанавливается в следующих пределах:
До 500 000 рублей - по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России или его заместителя - начальника полиции.
До 3 000 000 рублей - по решению заместителя Министра внутренних дел РФ.
Свыше 3 000 000 рублей - по решению Министра внутренних дел РФ.
1.2. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Правовой основой для возникновения указанной обязанности следует признать статьи 8, 8.1. Федерального закона № 273-ФЗ.
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;
1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
2.1) граждане, претендующие на замещение должностей главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг (далее также - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации предусматриваются особенности в том числе в виде исключения определенной категории лиц от обязанностей соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений.
1.2.1. Форма и порядок представления таких сведений.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.
В соответствии с Федеральными законами № 273-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ).
Например, государственный служащий обязан представить сведения в кадровую службу соответствующего органа не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Исключения - сотрудники Администрации Президента РФ, для них срок - не позднее 1 апреля (пп. «б» и «в» п. 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559). Претендент на должность должен подать сведения в день оформления на службу. Если он переходит с другой госдолжности (где справка не нужна), то должен представить сведения сразу после издания приказа о его назначении.
Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
1.2.2. Анализ и проверка сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Для целей настоящей темы занятий под анализом подразумевается деятельность (в том числе подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений) по изучению сведений, представляемых лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и иной полученной информации в целях выявления признаков представления недостоверных или неполных сведений, конфликта интересов и иных нарушений положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, являющихся основанием для проведения дальнейшей проверки
Анализ и проверка проводится на основании нормативных актов в том числе, подпункта «л» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и т.д.
2.3. Порядок действий в случае невозможности представить сведения по объективным причинам.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Минтруд России издал методические рекомендации по вопросам предоставления сведений. Например, рекомендуется порядок действий при невозможности представить сведения в отношении члена семьи.
При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с заявлением, предусмотренным абзацем третьим подпункта «б» пункта 2 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции», абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», т.е. в органы и подразделения ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений непосредственно поименованные (указанные) в нормативных актах.
1.3. Понятие, признаки и правовая природа конфликта интересов.
1.3.1. Понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», определены статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ.
Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Регулирование конфликта интересов включает три основных элемента: Предотвращение - система ограничений, запретов и иных мер, не позволяющих оказаться в ситуации конфликта интересов.
(На предотвращение конфликта интересов направлены очень многие антикоррупционные ограничения и запреты, например: на получение подарков; на выполнение иной оплачиваемой работы; на владение ценными бумагами и др.).
Выявление - система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах.
(Основным инструментом выявления конфликта интересов является декларирование, уведомления, анализ, проверка сведений и др.).
Урегулирование - ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Все три основных элемента закреплены в статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ.
1.3.2. Квалифицирующие признаки конфликта интересов:
-замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта;
- влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);
- наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной).
1.3.3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
1.3.4. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ см. пункт 3.3.):
- лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
- представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
- предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в случае, если лицо владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
1.3.5. Порядок уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Согласно Указа Президента РФ от 22.12.2015 г. № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» руководителям федеральных государственных органов поручено обеспечить издание нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов и издание локальных нормативных актов государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (далее - уведомление) оформляется немедленно (как только лицу станет об этом известно) в письменном виде в произвольной форме или по рекомендуемому образцу, форма которого предусмотрена отдельными нормативными (локальными) актами работодателя.
Уведомление предоставляется лично в структурное подразделение работодателя по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо по адресу, указанному в утвержденном работодателем порядке предоставления.
1.4. Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки и иное).
Подпункт 7 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ:
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
1.4.1. Формы вознаграждений.
Денежная и/или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно, ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и подарки от физических и юридических лиц.
1.4.2. Особенности получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации ( часть 7 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» утверждено типовое положение, которое определяет порядок сообщения соответствующими должностными лицами, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, порядок сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Протокольное мероприятие - мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола - документа, фиксирующего ход проведения мероприятия.
Официальное мероприятие - мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров) (п. 2 Разъяснения Минтруда России «По отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10»).
Предусмотренные в нем процедуры не распространяются на:
1) канцелярские принадлежности, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей;
2) цветы, к которым можно отнести срезанные цветы, цветы в горшках, цветочные корзины, искусственные цветы и т.п.;
3) подарки, в том числе ценные, вручаемые (получаемые) в качестве поощрения (награды) от имени государственного (муниципального) органа, организации, в которых должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), иного государственного (муниципального) органа, организации, что подтверждается соответствующим распорядительным актом.
В этой связи, уведомлять о получении и сдавать вышеуказанные подарки не требуется, они являются собственностью одаряемого. В случае, если в ходе торжественной церемонии, на которой происходит поощрение (награждение), подарки вручаются всему коллективу (группе лиц) от имени их представителя нанимателя (руководителя), данные подарки сдаче не подлежат, поскольку такое дарение является формой поощрения (награды) от имени представителя нанимателя (работодателя).
Подарок в связи с протокольными мероприятиями - это подарок, полученный гражданским служащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения, одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей.
Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 г. № 10).
Также установлен запрет на дарение подарков гражданским служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).
Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 г. № 18-4/10/В-7931).
Отличие подарка от взятки
За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).
Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24):
- входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
- способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
- общее покровительство или попустительство по службе;
- совершение незаконных действий (бездействие).
1.5. Особенности реализации права на иную оплачиваемую работу и запрета на иную оплачиваемую деятельность для отдельных категорий лиц.
Законодательство не предусматривает запрета на работу государственных и муниципальных служащих по совместительству, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.
Иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от гражданской службы время на основе трудового (гражданско-правового) договора, выполнение которой не должно сказываться на результатах его основной профессиональной деятельности (исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы).
Так, согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, служащие вправе работать по совместительству, предварительно уведомив своего представителя нанимателя в порядке, установленном в конкретном органе власти. Такие уведомления, как правило, рассматриваются на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В случае отсутствия конфликта интересов препятствий в осуществлении трудовых функций по совместительству не имеется.
При работе по совместительству должны соблюдаться нормы трудового законодательства о продолжительности рабочего времени (статья 284 Трудового кодекса Российской Федерации). Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству служащих не должна превышать 4 часов в день и 20 часов в неделю.
Следует учитывать особенности регулирования правоотношений в отдельных органах власти. Нормами специальных законов установлены запреты на работу по совместительству и осуществление оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной, иной творческой деятельности, для работников прокуратуры, органов внутренних дел, службы исполнения наказаний, и иных правоохранительных органов.
1.6. Содержание запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Запрет для отдельной категории лиц устанавливается Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).
Субъектный состав лиц, для которых установлен данный запрет.
Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов;
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
1.6.1. Квалификация иностранных банков, иностранных финансовых инструментов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Для целей Федерального закона № 79-ФЗ необходимо два квалифицирующих признака:
1. Правовой порядок создания-регистрации иностранного банка.
2. Место расположения иностранного банка, а именно за пределами территории Российской Федерации.
Под иностранными финансовыми инструментами понимаются в том числе ценные бумаги, доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство.
Например, приказом ФСФР РФ от 23.10.2007 г. № 07-105/пз-н утверждено Положение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (акции облигации, депозитарные расписки и т.д.).
Положение определяет порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг.
1.6.2. Порядок действий при невозможности соблюсти данный запрет.
Каждый случай невыполнения требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера)- пункт 2.1. статьи 3 Федерального закона № 79-ФЗ.
Следовательно, порядок уведомлений (сообщений) о невозможности соблюсти запрет, включая случаи наличия конфликта интересов, должен быть установлен в локальном нормативном и/или нормативном акте нанимателя (работодателя).
Например, приказом Минобрнауки России от 13.08.2018 г. № 26н «О порядке поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обращений, заявлений и уведомлений, являющихся основаниями для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» утвержден порядок поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обращений, заявлений и уведомлений, являющихся основаниями для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Порядок устанавливает процедуру поступления в структурное подразделение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, осуществляющее функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - отдел по противодействию коррупции), включая заявления гражданских служащих Министерства о невозможности выполнить требования Федерального закона № 79-ФЗ.
В органах прокуратуры Российской Федерации установлен иной порядок. Заявление прокурорского работника о невозможности по объективным причинам выполнить данный запрет подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии органа или организации прокуратуры Российской Федерации.
1.7. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.ст. 2, 23 ГК РФ).
Статьей 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Среди них запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Указанные запреты распространяются не только на государственных гражданских служащих в связи с прохождением гражданской службы, но и на государственных служащих (сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета России и др.) в связи с прохождением государственной службы.
1.8. Запрет участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, а также исключения из указанного запрета.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
1) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
2) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением Президента Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации;
3) участие на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
4) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности акциями (долями участия в уставном капитале);
5) иные случаи, предусмотренные международными договорами или федеральными законами ( пункт 3.2. статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ).
В целях реализации норм Федерального закона о государственной гражданской службе постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 г. № 1602 утверждено Положение о порядке такого участия федерального государственного гражданского служащего.
Так, установлено, что для получения разрешения на участие в управлении организацией гражданский служащий обращается к представителю нанимателя с соответствующим ходатайством, составленным по утвержденной форме, и с приложением необходимых документов. В свою очередь должностные лица подразделения по вопросам государственной службы и кадров осуществляют предварительное рассмотрение ходатайства и подготовку заключения о возможности (невозможности) участия гражданского служащего в управлении организацией.
Участие в управлении организацией осуществляется на безвозмездной основе и вне пределов служебного времени. При этом не допускается участие в случае, если оно приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей, а также к нарушению иных установленных ограничений, запретов и обязанностей.
1.9. Ограничение, налагаемое на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Ограничения установлены статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
Контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов (Письмо Минтруда России от 11.05.2017 г. № 18-4/10/П-2943 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень (Указ Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Квалифицирующие признаки:
- нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;
- прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.
- заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.
Период, в течение которого действуют установленные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года.
Ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Порядок получения согласия и последствия заключения договора в отсутствие соответствующего согласия.
Для федеральных государственных служащих соответствующий порядок обращения регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 (далее - Положение о комиссиях, Указ № 821).
Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (согласно пункту 8 Указа № 821 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов и руководствоваться Указом № 821 при разработке названных положений).
Основанием для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы (далее - обращение) (подпункт «б» пункта 16 Положения о комиссиях).
Обращение подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично в государственный (муниципальный) орган.
За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также государственный (муниципальный) служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы названного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.
В качестве примера формирования единообразия судебной практики следует привести обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г.).
Так, в соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
2. Практическая часть занятия.
2.1. Указания для выполнения практической работы.
Для правильного и своевременного выполнения практической работы следует руководствоваться общими принципами оценки информации, а также планирования времени.
Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи.
Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации.
Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее:
- понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов;
- обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой.
В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы т.e. распределены по их значению для решения информационной (или практической) задачи.
Ранжировать в процессе извлечения можно и собственно получаемую информацию. Такое ранжирование может вестись по разным критериям.
По точности соответствия информационному запросу:
1. Информация непосредственно и исчерпывающе отвечает на заданный вопрос.
2. Информация снимает неопределенность по части поставленного вопросам.
3. Информация дает косвенный ответ на заданный вопрос, т.е. требует обработки - детализации или конкретизации (приведены данные о классе объектов, к которому относится интересующий вас объект, или приведены данные о единичном случае, тогда как вас интересует общее правило или закономерность, приведена информация о схожем объекте и т.п.).
Информация, не соответствующая запросу, оказывается избыточной, ее следует игнорировать.
По достоверности (Фактологическая информация):
1. Информация, представляющая собой изложение факта или закрепленной нормы (ссылка на нормативно-правовой акт, судебную практику, описание, снабженное указанием на персоналии, датами и т.п.).
2. Информация, представляющая собой общее место (содержится в источниках разного вида, повторяется без цитирования почти дословно).
3. Информация, подтвержденная аргументацией, опирающейся на общие позиции, принятые аксиомы, факты, ранее обоснованные сведения, первичную информацию.
4. Информация, подтвержденная единичным достоверным опытом (человека, организации).
По правдоподобности:
1. Информация, не противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
2. Информация, противоречащая некоторым достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
3. Информация, противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.
С целью планирования выполнения практического задания необходимо определить ресурс времени.
Для этого потребуется:
1. Записать все действия (шаги) в хронологической последовательности.
2. По опыту или следуя сложности (каждый определяет самостоятельно) вопросов или ситуационных задач, указать, сколько времени вам потребуется для выполнения каждого действия (шага).
3. Перевести относительные единицы времени в минуты с учетом общего отведенного времени.