Тема 4 (часть первая). Антикоррупционные стандарты поведения отдельных категорий лиц.
Лекция
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции».
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. |
||
Введение | 4-5 | |
1. Система мер профилактики коррупции в Российской Федерации…………………………………………………………………. | 6-10 | |
2. Административно-правовой механизм противодействия коррупции в профессиональной деятельности отдельных категорий лиц. | 11-16 | |
3. Содержание и нормативное правовое закрепление запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. ……………………...…………………….. | 16-21 | |
4. Администрирование запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции….. | 21-24 | |
5. Основные направления совершенствования антикоррупционных стандартов поведения отдельных категорий лиц……………………….. | 24-29 | |
Заключение………………………………………………………………… | 29-30 |
ЛИТЕРАТУРА
(нормативно-правовые акты)
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Федеральный закон от 3.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5.07.2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».
Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Мультимедийная система.
2. Перечень ограничений, запретов и обязанностей, требований к служебному поведению, установленных законодательством в сферах государственной гражданской службы и противодействия коррупции для федеральных государственных гражданских служащих (работников подведомственных организаций) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
3. Презентация к лекции.
4. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
Построение демократического правового социального федеративного государства требует создания адекватной системы государственной службы, формирования высококомпетентного, нравственного персонала аппарата государственного управления. В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных служащих, должностных лиц и руководителей органов государственной власти.
Принцип служения общественным интересам лежит в основе государственного (муниципального) управления. Презумпция должна заключаться в том, что государственные (муниципальные) служащие всегда выполняют свои обязанности в соответствии с самыми высокими этическими стандартами. Тем не менее существует потенциал для злоупотребления служебным положением и властью для личной выгоды. Если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к ограничениям, к общественному контролю, к выполнению специальных требований.
Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение стандартов антикоррупционного поведения должностных лиц как совокупности законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих и иной отдельной категорией лиц.
В ходе данного занятия предлагаются к обсуждению основные меры и механизмы профилактики коррупции, администрирование и совершенствование запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Целью лекции является систематизация, закрепление знаний об основных стандартах, механизмах реализации, а также правоприменение в законодательстве Российской Федерации о противодействии коррупции.
Для достижения данной цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие и сущность профилактики коррупции в Российской Федерации.
2. Содержание и нормативное правовое закрепление запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также механизмы их администрирования.
3. Основные направления совершенствования антикоррупционных стандартов поведения отдельных категорий лиц
1. Система мер профилактики коррупции в Российской Федерации.
1.1. Понятие профилактики коррупции.
Основное понятие профилактики коррупции установлено пунктом «а» части 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ.
Профилактикой коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, определенных статьей 6 Федерального закона № 273-ФЗ:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Систему мер по реализации профилактики коррупции можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные. Рассматривая антикоррупционную деятельность на разрезе общества и публичного управления, остановимся на общей и специальной профилактике.
Общая профилактика представляет собой совокупность неспецифических мероприятий, которые напрямую не влияют на причины возникновения коррупции, но косвенно способствуют пресечению недобросовестного поведения. Это могут быть мероприятия (детальное нормативное урегулирование), связанные с предоставлением государственных услуг.
Специальная профилактика в первую очередь ориентирована на предупреждение коррупции и проводится она специальными субъектами (кадровая служба, органы по профилактике административных и иных правонарушений, комиссии по урегулированию конфликта интересов и т. д.). Специальные профилактические меры бывают материально-технические, кадровые, предупредительные, правовые и т. д. Кадровая политика подразумевает грамотный подбор кадров, их моральное и материальное стимулирование. Профилактикой коррупции можно считать совершенствование системы приема на службу (выбор самых добросовестных претендентов), установление критериев поведения и этического кодекса, организация антикоррупционного обучения сотрудников. На практике мы сталкиваемся со следующим уязвимым моментом в системе: компьютерное тестирование сотрудников и беглое собеседование не дает достаточной картины о морально-нравственных принципах кандидата.
Специально-предупредительным мероприятием может быть обязанность предоставления сотрудниками, а также членами их семьи и детьми сведений о наличии имущества, обязательствах имущественного характера, данных о доходах и расходах. Эта информация способствует предупреждению личного незаконного обогащения.
Материально-технические меры могут быть связаны с развитием электронных услуг, что обеспечивает взаимодействие между гражданами и органами власти. Могут создаваться ответвления официальных сайтов органов, относящихся к публичному управлению. Такие меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость работы органов власти, доступ граждан к информации, которая не является конфиденциальной, стимулирование дисциплины в коллективах и личной ответственности каждого публичного служащего.
Правовые меры связаны с внедрением механизмов, которые жестко и эффективно устраняют причины коррупционных схем, сводят к минимуму условия для их функционирования. В первую очередь должна быть проведена антикоррупционная экспертиза законотворчества, что позволит четко определить правовой статус чиновников на всех существующих уровнях власти, внедрить административно-правовые нормы в области публичного управления.
Противодействие коррупции в организации. Политика организации должна соответствовать законодательству и административно-правовым нормам.
Заключаемые договора должны подчинятся предусмотренным антикоррупционным мероприятием.
Личный пример руководства. Последнее должно формировать атмосферу нетерпимости к коррупционным схемам и никогда не быть уличено в участии в них.
Информирование работников о принятых на предприятии антикоррупционных стандартов и мероприятий.
Обеспечение неотвратимости наказания для служащих, независимо от возраста, опыта работы, должности и других условий в случае уличения их в коррупционных правонарушениях.
Информирование партнеров, инвесторов, клиентов и контрагентов о внедренных в компании антикоррупционных стандартов.
Предупреждение коррупции в сотрудничестве с контрагентами и зависимыми учреждениями
В сфере антикоррупционной работы по данному направлению можно выделить 2 аспекта.
Установление и развитие сотрудничества с учреждениями, которые имеют достойную репутацию и авторитет, не были скомпрометированы в коррупционных скандалах, отличаются договороспособностью и соблюдением деловой этики. Каждая организация должна внедрять мероприятия по проверке контрагентов на соответствие вышеуказанным требованиям, что позволит снизить риск вовлечения в коррупционные схемы, мошеннические и иные недобросовестные практики. Служба безопасности организаций должна собирать информацию о контрагентах (поставщики, инвесторы, кредитно-финансовые учреждения, службы логистики и т. д.) и проводить анализ всех выложенных в общий доступ сведений. Важно ознакомиться с репутацией контрагента в деловых кругах, продолжительностью функционирования на рынке, отзывами реальных клиентов, рекомендательными письмами и т. д. Распространение среди контрагентов стандартов, процедур, программ и нормативно-правовых актов, способствующих сотрудничеству в сфере профилактики коррупционных схем. Так, некоторые положения антикоррупционных стандартов и выдержек из законов могут быть включены в долгосрочные контракты.
Вышеописанные аспекты должны быть применены и в отношении подконтрольных (зависимых) учреждений, дочерних структур, филиалов и т. д. В случае объединения предприятий, организации должны вместе с партнерами разработать систему борьбы с коррупционными случаями, принять общую антикоррупционную политику и познакомить с ее положениями всех сотрудников. В контракт может быть добавлено положение, что если один из участников (партнеров) будет замечен в коррупционном правонарушении, то другая (добросовестная) сторона имеет право в одностороннем порядке расторгнуть (отказаться от исполнения) соглашение, так как продолжение деловых отношений может негативно сказаться на ее репутации. При необходимости органы власти и организации обязаны обеспечить сотрудничество с правоохранительными органами в области антикоррупционной политики.
Участие организации в общественных инициативах по профилактике коррупции является важным инструментом под общей идеей профилактики и противодействия коррупционным схемам.
2. Административно-правовой механизм противодействия коррупции в профессиональной деятельности отдельных категорий лиц.
2.1. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения.
Этот механизм позволяет:
- обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;
- показать динамику права, механизм его реального функционирования;
- выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.
Правовые средства - это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы (поощрения и т. д.).
Правовые ограничения связаны с уменьшением объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности для снижения ее негативной активности и сдерживания противозаконного деяния. Так, законом в соответствующих случаях предусмотрено ограничение прав должностных лиц, установление для них различных запретов. Виды правовых ограничений содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт - ограничение), диспозиции (юридическая обязанность - запрет), санкции (наказание).
Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, предполагающее повышение позитивной активности. Он выражается в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценности (так, снижение меры наказания есть стимул). Виды правовых стимулов также содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт - стимул), диспозиции (субъективное право), санкции (поощрение).
Таким образом, правовой стимул самым непосредственным образом связан еще с одним правовым средством регулирования общественных отношений - правовым поощрением. Правовое поощрение выступает как форма и мера юридического одобрения правомерного, заслуженного поведения, в результате которого для субъекта наступают благоприятные последствия (награждение орденом, Почетной грамотой, выдача денежной премии, досрочное присвоение звания, назначение на новую должность и др.).
Способ правового регулирования - это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.
Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.
Дозволение - способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.
Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.
В рассматриваемой области права можно привести условный пример дозволения, а именно нормой права разрешается отдельной категории лиц приобретать недвижимое имущество, но в случае отсутствия документов, подтверждающих законность источников доходов наступают последствия.
Запрещение - способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.
Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.
Обязывание - способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.
Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).
Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:
- императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;
- диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например, в гражданско-правовых отношениях - заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения, за исключением некоторых случаев в государственных оборонных заказах.
Административно-правовой механизм в рассматриваемой сфере права представляет собой совокупность правовых средств, способов и методов, посредством которых снижается коррупционная угроза в деятельности должностных лиц, а также повышается уровень их собственной безопасности.
Под административно-правовыми средствами противодействия коррупции необходимо понимать четыре группы юридических средств, обеспечивающих эффективное воздействие на поведение государственных служащих с целью предупреждения совершения правонарушений коррупционного характера и реализуемых в административно-правовых формах:
- антикоррупционные стандарты (как систему материальных норм административного права, устанавливающих запреты, ограничения, требования к служебному поведению, а также позитивные обязывания);
- административные процедуры, обеспечивающие реализацию антикоррупционных стандартов;
- меры ответственности за нарушения требований антикоррупционных стандартов, стимулы, поощрения;
- уголовное, административное и дисциплинарное производство.
Административно-правовой механизм противодействия коррупции реализуется через систему информационного, кадрового, технического, финансового обеспечения, а также систему государственного принуждения путем применения норм права и последующего исполнения принятых решений.
Административно-правовые механизмы имеют свои способы и методы осуществления правового регулирования противодействия коррупции (дозволение, запрещение, обязывание, поощрение ).
Система законодательства о противодействии коррупции в целом обрела свою окончательную правовую форму, и на сегодня она находится в стадии совершенствования механизма правового регулирования и оттачивания практики правоприменения.
2.3. Сущность и содержание публичного статуса.
Физические лица, участвующие в публичных отношениях, обладают различным объемом прав и обязанностей, соразмерность которых обусловлена политико-правовыми и социальными предпосылками.
Для ответа на данный вопрос необходимо сначала определиться в понятии публичного статуса, а также его сущности и содержании.
Публичный статус - это правовое положение субъекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом, другими объектами и государством.
Сущность - основа, суть процесса. Содержание - выражение сущности в многочисленных и разнообразных ее проявлениях. Сущность - фундамент, содержание - «надстройка» над сущностью в виде различных модификаций. Если сущность вскрывает внутреннюю природу субъекта публичного права, то содержание конкретно выражает в правовых нормах те или иные запрещения или дозволения данной сущности.
В рассматриваемом случае под сущностью публичного статуса или его основой следует понимать установленные нормами права полномочия (властные и/или имущественные) должностного лица или отдельной категорией лиц, выполняющих должностные или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления и других организациях, прямо предусмотренных законом или подзаконными актами.
При этом публичным статусом могут быть наделены и организации, обладающие определенными полномочиями (или правовыми характеристиками, свойствами) в отношениях с личностью, обществом и государством.
Под содержанием публичного статуса можно условно рассматривать права и обязанности лица или отдельной категории лиц, обладающих публичным статусом. Публичный статус субъекта состоит из нескольких элементов: первый элемент характеризует порядок формирования -назначение или избирание; второй элемент - порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит характеристику компетенции субъекта, а также порядка и способов ее реализации; четвертый элемент можно охарактеризовать как содержащий особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов - носителей государственной власти.
Политико-правовые предпосылки имеют особую значимость в возникновении публичной правоспособности, ее всегда предопределяет содержание прав и обязанностей лица, правовая регламентация. Применительно к отечественной правовой системе установление дополнительных обязанностей лица, т.е. ограничение его прав, возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В статье 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) раскрывается понятие лица, имеющего публичный статус, а именно лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями.
3. Содержание и нормативное правовое закрепление запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
3.1. Конституция Российской Федерации и антикоррупционные стандарты.
Нормы и положения Конституции Российской Федерации находят свое отражение в многочисленных нормативно-правовых актах, в том числе в антикоррупционном законодательстве.
Как указывалось, во введение к теме, под антикоррупционными стандартами понимается единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.
Фундаментальное значение в борьбе с коррупцией приобретает статья 2 Конституции РФ, провозглашающая Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В государстве, где царит демократия, граждане могут принимать участие в принятии управленческих решений, реализуя свое избирательное право, право на участие в референдумах, а также через выборные органы государственной власти, общественные организации и СМИ. В данном случае деятельность органов власти в целом и государственных и муниципальных служащих в частности должна опираться на принципы гласности, прозрачности и открытости, а также ответственности перед народом. Только при таких условиях предпосылки для повышения уровня коррупции будут отсутствовать.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом Конституцией РФ закреплены основополагающие принципы международного права, включая международные антикоррупционные стандарты и иные требования для эффективного межгосударственного и национального противодействия коррупции.
3.2. Регламентируя правовое положение государственных служащих Российской Федерации, порядок поступления и прохождения государственной службы Российской Федерации, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня осуществления государственной службы, задачами и принципами ее организации и функционирования, особенностями профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы Российской Федерации.
В целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в Российской Федерации Федеральными законами № 273-ФЗ и от 3.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ), статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее - постановление № 568) установлены отдельные ограничения, запреты и обязанности в отношении должностных лиц на которых распространяются требования законодательства о противодействии коррупции.
Вышеназванными федеральными законами и подзаконными нормативными актами устанавливаются основные запреты, ограничения и обязанности.
Для удобства восприятия материала целесообразно вначале перечислить их, а затем в части второй настоящей темы, рассмотреть каждый подробнее:
1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Обязанность представлять сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера.
3. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
4. Обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе.
5. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
6. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией за исключением участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного
кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
- участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя.
7. Обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах
организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
9. Заниматься без письменного разрешения руководителя иной оплачиваемой деятельностью.
Для наглядности содержания перечисленных запретов, ограничений, требований и обязанностей предлагаю ознакомиться с перечнем Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (приложение 2 учебно-методического обеспечения).
3.3. Кодекс этики и служебного поведения.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Постановление № 19-10 от 26.03.2002 г.), Федеральных законов № 273-ФЗ, от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) и одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 г. (протокол N 21).
Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В настоящее время государственные органы и органы местного самоуправления разработали (на основании Типового кодекса), утвердили и применяют кодексы этики и служебного поведения.
Например, приказом Минпромторга России от 17.06.2019 г. № 2089 утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
4. Администрирование запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Слово администрирование означает: (от лат. Administro – управляю, заведую), бюрократический метод управления посредством командования.
Само по себе администрирование складывается из деятельности руководителей и обеспечивающего их функционирования служащих, специалистов и исполнителей органов управления, как правило, верхнего уровня организации (в том числе государственного, муниципального органа, коллегиального органа, например, комиссией).
Администрирование, помимо собственно руководства, раскрывается такими основными задачами, как регламентация, распоряжение, информационное обеспечение, контроль исполнения, сопровождение документооборота и делопроизводства и пр.
Администрирование производится путем (способом) издания (решениями) уполномоченными органами власти и организациями (государственными, муниципальными, коммерческими и иными организациями (в том числе комиссиями в составе названных субъектов), нормативных и ненормативных актов, регулирующих требования и порядок деятельности должностных лиц, а также осуществления контроля в целях исполнения законодательства о противодействии коррупции.
К администрированию в организационно-методическом понимании этого термина следует отнести механизм обеспечения соблюдения комплекса правоустанавливающих положений, ограничений, процедур и других форм определения действий уполномоченных должностных лиц в сфере противодействия коррупции.
Администрирование запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, осуществляется определенными субъектами антикоррупционной деятельности, в том числе Президентом Российской Федерации, органами власти, поименованными в статье 5 Федерального закона № 273-ФЗ «Организационные основы противодействия коррупции», а также органами, подразделениями и должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Например, Президент Российской Федерации Указом от 02.04.2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» постановил и обязал конкретных должностных лиц принимать решения об осуществлении контроля за расходами.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» установлена обязанность руководителей федеральных государственных органов создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них часть функции (включая контроль) по администрированию запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статьей 10 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» определено, что органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны:
1) осуществлять анализ поступающих в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) принимать сведения, представляемые в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе поручено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Аналогичные нормативные и локальные нормативные акты с учетом специфики деятельности приняты другими органами власти, а также организациями.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в Российской Федерации сложилась система администрирования сферы применения законодательства о противодействии коррупции.
5. Основные направления совершенствования антикоррупционных стандартов поведения отдельных категорий лиц.
Совершенствование - это непрерывный процесс, который позволяет улучшить определенные характеристики и параметры чего-либо, а в рассматриваемом случае требований к антикоррупционному поведению определенных лиц.
Основные направления непрерывного процесса улучшения характеристик стандартов поведения следует определять исходя из способа их реализации.
Для осознания направлений совершенствования необходимо понимать сущность самого антикоррупционного стандарта поведения.
Установление антикоррупционных стандартов на государственной службе обусловлено ее спецификой и особым правовым статусом государственных служащих.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет и правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, законодатель вправе определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой (постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 г. № 14-П).
Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов поведения, то есть установление для соответствующей области деятельности и должностных лиц единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции (ст. 7 Федерального закона 273-ФЗ).
Стандарт антикоррупционного поведения должностного лица предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение должностного лица должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.
В основе поведения должностного лица лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:
- реализация прав и обязанностей;
- несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии задачами и функциями государственного органа, и функциональными особенностями замещаемой в
нем должности;
- принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
- взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными служащими того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
- оказание государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с регламентом государственного органа;
- и т.д.
Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.
Поведение это определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Например, статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены требования к служебному поведению гражданского служащего.
Статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено «введение антикоррупционных стандартов», т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Стандарты антикоррупционного поведения государственного служащего регламентированы Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (далее - Указ), постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
В соответствии с Указом лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, рекомендовано придерживаться следующих положений:
- исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
- осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- уведомлять представителя работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
- принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
- соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
В развитие стандартов поведения был разработан Типовой кодекс.
Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности.
Исходя из приведенного анализа правового регулирования, основными направлениями совершенствования антикоррупционных стандартов поведения отдельных категорий лиц следует признать:
- антикоррупционный мониторинг (наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики);
- разработку общих методических рекомендаций по толкованию международно-правовых норм в области противодействия коррупции с целью имплементации в национальное законодательство;
- развитие и/или изменение национальных стандартов поведения на основе результатов антикоррупционного мониторинга;
- обобщения правоохранительной и судебной практики при применении законодательства о противодействии коррупции (как составной части антикоррупционного мониторинга);
- разработку нормативных актов, устанавливающих единые подходы и требования к запретам и ограничениям в отношении отдельных категорий лиц;
- деятельность по своевременному внесению изменений в действующие нормативные и нормативные локальные акты с целью приведения их в соответствие с актуальной государственной политикой противодействия коррупции.
Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» предусматривает исчерпывающийперечень действий и направлений по совершенствованию системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности, который по существу совпадает (за исключением определенных особенностей) по содержанию с основными направлениями совершенствования антикоррупционных стандартов поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время антикоррупционное законодательство представляет собой некий кросс-отраслевой институт, то есть правовой институт, находящийся на стыке разных отраслей права (административного, уголовного, гражданского законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе), а также включающий в себя международно-правовые стандарты в данной области. Данная отрасль законодательства активно изменяется и развивается во многих государствах. В этой связи ведется постоянный мониторинг правотворческой и правоприменительной практики в различных государствах, чтобы повышать эффективность антикоррупционной деятельности в России.
Изученные на занятии основные механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации, в том числе в отношении поведения отдельной категории лиц, позволит слушателям в профессиональной деятельности правильно принимать решения и реагировать на вызовы несопоставимые с требованиями законодательства о противодействии коррупции.