Тема 3 (часть первая). Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Лекция
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации «Основы профилактики коррупции».
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. |
||
Введение | 3-4 | |
1. Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации…………… | 4-8 | |
2. Система органов публичной власти, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации.……………….. | 8-26 | |
Заключение………………………………………………………………… | 26-27 |
ЛИТЕРАТУРА
(нормативно-правовые акты)
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Мультимедийная система.
2. Презентация к лекции.
3. Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях со стороны учёных, политиков, специалистов, занимающихся вопросами государственного строительства, экономики вызывает особый интерес такое явление как коррупция, которая стала одной из составляющих элементов социально-экономической системы. Она проявляется в различных формах во всех странах современного мира, независимо от типа государственного устройства, экономического и социального развития, существующих традиций и ценностей. Как показывает анализ, коррупция находит живительную почву не только в странах, совершающих переход от государственного социализма к рыночным отношениям, но и в государствах с развитой экономикой, нанося обществу огромный ущерб, который нельзя оценивать только с позиций экономики.
Говоря о коррупции как об общественно-вредном явлении необходимо отметить также, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества (расширение области теневой экономики, уменьшение налоговых поступлений, в обществе обостряются социальные проблемы).
Коррупция не только снижает конкурентоспособность национальной экономики, она в современных условиях становится политической угрозой самому государству. Поэтому не случайно, давая оценку сложившегося положения этого негативного явления в мире, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи в связи с принятием Конвенции ООН против коррупции сравнил коррупцию с «социальной» чумой, эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведёт к нарушению прав человека, искажает рыночные механизмы, искажает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных». В связи с этим сохраняются проблемы коррупции, в поисках решения которых используются всевозможные меры, но, тем не менее, проблемы продолжают оставаться актуальными во всем мире, превращаясь во все большие угрозы.
Изучение предыдущих тем лекций позволяет слушателям анализировать природу, причины коррупции, содержание и исходящие угрозы от коррупции, а также правильно дать оценку международным стандартам и инициативам противодействия коррупции.
Целью лекции является овладение знаниями о правовой сущности коррупции, её правовой и организационной основе во взаимосвязи с характеристикой системы противодействия коррупции в Российской Федерации.
Для достижения данной цели в лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Правовая и организационная основа противодействия коррупции.
2. Основные принципы противодействия коррупции.
1. Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации
Правовые основы - это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в правовой системе, отражающие общую правовую (юридическую) доктрину социально правового развития путём определения общих принципов правового регулирования, целей и средств обеспечения деятельности.
В Федеральном законе № 273-ФЗ содержатся основные понятия и принципы противодействия коррупции, организационные и правовые основы предупреждения коррупции, борьбы с ней и минимизации ее последствий.
В Российской Федерации на сегодняшний день, в целом, сформированы и успешно применяются правовые и организационные основы противодействия коррупции.
Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
На основании статье 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В силу статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ организационные основы противодействия коррупции формирует:
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции;
3) определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
2. Система органов публичной власти, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации
На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение института публичной власти. Однако стоит подчеркнуть, что данная категория активно используется в научном обороте, а также приобрела особое значение в связи с вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». При этом понятие «публичная власть» не просто упоминается в наименовании самого Закона, но и вводится им в текст Конституции РФ, придавая ему таким образом реальное нормативное наполнение (ч. 1 ст. 67; п. «г» ст. 71; ч. 2 ст. 80; п. «е.5» ст. 83; ч. 3 ст. 131; ч. 3 ст. 132 Конституции РФ).
Несмотря на отсутствие легального определения понятия «публичная власть», системный анализ положений ст. ст. 3, 132 Конституции РФ позволяет сформулировать следующее определение указанного понятия.
Публичная власть - форма социальных отношений, выражающаяся в самоорганизации народа в целях управления своими делами (достижения общественного блага, реализации общего интереса) посредством принятия общеобязательных решений и использования специализированных механизмов и процедур как непосредственно, так и через специально формируемую систему органов.
Государственная политика в сфере противодействия коррупции обеспечивается всей системой органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Президент РФ и Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. При этом Президент РФ не только определяет содержание этой политики, но и реально участвует в ее осуществлении. Для обеспечения его деятельности в этом направлении в составе Администрации Президента РФ образовано специализированное Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. К числу задач этого Управления относятся участие в обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции, осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ по вопросам противодействия коррупции и разработка предложений по этим вопросам для органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения деятельности Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих президентской Администрации и урегулированию конфликта интересов.
Эти задачи решаются путем осуществления следующих основных функций:
- участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
- участие в подготовке предложений Президенту РФ по кандидатурам на государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или по представлению Президента РФ;
- анализ практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции, подготовка докладов, аналитических и информационных материалов для Президента РФ по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
- участие в пределах своей компетенции в организации подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и дополнительного профессионального образования государственных служащих по вопросам противодействия коррупции;
- участие совместно с Управлением Президента РФ по внешней политике в обеспечении взаимодействия Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с международными и иностранными организациями по вопросам противодействия коррупции;
- осуществление мониторинга хода реализации в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях мероприятий по противодействию коррупции;
- обеспечение соблюдения работниками Администрации Президента РФ ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами;
- обеспечение деятельности президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, выполняющего функции комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности РФ, и урегулированию конфликта интересов, и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента РФ и урегулированию конфликта интересов;
- обеспечение предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Президента РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ. Советы, другие совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.
Реализация полномочий Президента РФ во многом обеспечивается создаваемыми при главе государства Советами, другими совещательными и консультативными органами. Применительно к сфере противодействия коррупции Президентом РФ создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. В этот совещательный Совет входят Председатели Государственной Думы и Совета Федерации, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, другие лица, занимающие государственные должности.
Совет занимается подготовкой предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, осуществляет контроль за реализацией мероприятий антикоррупционной направленности. Совет вправе запрашивать и получать материалы от вышеназванных органов, приглашать на свои заседания их руководителей, а также Генерального прокурора РФ, который представляет Совету ежегодный доклад о состоянии борьбы с коррупцией.
Федеральное Собрание РФ
В Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания - парламенте РФ сосредоточена законопроектная деятельность в сфере борьбы с коррупцией. Текущая работа в этой сфере осуществляется специальными комитетами соответственно Государственной Думы и Совета Федерации. В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные подразделения, которые проверяют сведения о доходах и расходах парламентариев и государственных парламентских служащих.
Правительство РФ
Борьба с коррупцией является одним из направлений деятельности Правительства РФ. Эту деятельность Правительство РФ осуществляет во исполнение закрепленных в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочий в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью. Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также в осуществлении мер по обеспечению законности, реализации мер по укреплению кадров и материально-технической базы судов и правоохранительных органов.
Обеспечивая реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции, Правительство РФ ставит перед министерствами конкретные задачи, используя такие правовые акты, как концепции, постановления, распоряжения.
Правительство РФ обеспечивает реализацию закрепленной за ним в Федеральном законе № 273-ФЗ функции по распределению полномочий в сфере противодействия коррупции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых ему поручено осуществлять. В процессе исполнения этой функции Правительство РФ проводит государственную политику в сфере борьбы с коррупцией через эти федеральные органы, а также через органы исполнительной власти субъектов РФ. Важным аспектом антикоррупционной деятельности Правительства РФ является организация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Эта деятельность организована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данным постановлением были утверждены правила и методика проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. Реализация названного постановления и утвержденных им правил и методики возложены на Минюст России. При проведении указанных экспертиз выявляются коррупционные факторы, которые устраняются при доработке проектов нормативных правовых актов.
Важной особенностью антикоррупционной деятельности Правительства РФ и всей системы органов государственной власти и органов местного самоуправления является открытость материального положения, как лиц, занимающих государственные должности, так работающих во властных органах государственных и муниципальных служащих. Это свойство деятельности по противодействию коррупции проявляется и в действиях Президента РФ. Ежегодно Президент РФ, Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляют в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Такие сведения могут быть опубликованы. При этом член Правительства РФ в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и нормативными указами Президента РФ, представляет сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых он совершал сделки.
Подобные требования установлены в законодательстве о государственной и муниципальной службе. При этом во всех органах государственной власти образованы комиссии, проверяющие достоверность сведений государственных служащих о своих доходах и расходах и членов семей.
Генеральная прокуратура РФ
Активным участником борьбы с коррупцией является Генеральная прокуратура РФ. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе законов по борьбе с коррупцией, действующих на территории РФ. Ее статус как надзорного органа определен в ст. 129 Конституции РФ и Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Порядок антикоррупционной деятельности органов прокуратуры определен в приказе Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В приказе установлено, что заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур следует рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации, принимать меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями должностными лицами и служащими всех уровней. Важнейшей задачей надзорной деятельности считается также своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Названные прокуроры обязаны:
- систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, а также подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- в ходе проводимых проверок принимать надлежащие меры к обеспечению неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение;
- при необходимости с привлечением ФАС России, ее территориальных органов, а также других государственных органов осуществлять проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимать исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности, добиваться возмещения ущерба в результате коррупционного правонарушения.
Прокуратуры обязаны обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), принадлежащих лицам, замещающим государственные должности, которые не представили сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. В то же время они должны осуществлять защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи, а также защиту имущественных прав граждан, организаций и государства в случае нарушения их прав в результате совершения коррупционных правонарушений.
Особая сфера надзорной деятельности прокуратуры - работа правоохранительных органов. Прокуроры должны ежеквартально проводить в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, при принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета, активно использовать полномочия по восстановлению нарушенных в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда.
Надзирая за законностью оперативно-розыскной деятельности, следует особое внимание уделять полноте принимаемых правоохранительными органами мер по выявлению и пресечению преступлений, представляющих большую общественную опасность, совершенных высокопоставленными должностными лицами. Предлагая в суде наказание виновному в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, прокурор должен учитывать имущественное положение подсудимого, при наличии данных о невозможности оплаты штрафа ориентировать суды на назначение иного наказания, высказывать мнение о возможности назначения подсудимому дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Генеральная прокуратура РФ не только определила основные направления антикоррупционной деятельности подведомственных прокуратур, но и возложила на них обязанность ежеквартально отчитываться о результатах этой работы, в том числе сообщать:
- результаты анализа состояния законности и борьбы с преступностью, организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции;
- информацию о практике участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, включая практику назначения наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, и результаты исполнения данных приговоров;
- результаты работы органов МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, МЧС России по борьбе с коррупционными преступлениями, а также результаты совместных с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по профилактике коррупции;
- сведения о состоянии борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, включая количество сотрудников правоохранительных органов (с разбивкой по ведомствам и категориям), привлеченных к уголовной ответственности за отчетный период, с приведением наиболее типичных примеров.
Органы внутренних дел
Выявление преступлений коррупционной направленности организуется органами внутренних дел в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Они выявляют более 90 % преступлений коррупционной направленности. В этой деятельности также участвуют органы ФСБ России, таможенные органы и некоторые другие государственные службы. Во всех названных государственных органах созданы и действуют специальные службы. В структуре МВД России, например, создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. В рамках этого Главного управления создано специальное подразделение - Управление по борьбе с коррупцией (Управление «К»). Это Управление непосредственно организует работу по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности.
Вышеназванные государственные органы осуществляют борьбу с коррупцией не только в сфере экономики. В каждом из них организована работа по выявлению коррупционеров среди сотрудников этих служб. В этих целях, к примеру, в системе МВД России действует специальный приказ от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». Этот приказ действует с даты его подписания. Для обеспечения его применения в системе МВД России утверждены:
- порядок уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Федеральная служба безопасности РФ
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» прямой обязанностью органов ФСБ России является проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупции. Их усилия главным образом сосредоточены на выявлении коррупционеров среди высокопоставленных должностных лиц в органах государственной и муниципальной власти, а также в правоохранительных органах и в Вооруженных Силах РФ. Такая деятельность органов ФСБ России в полной мере соответствует их главной задаче - обеспечению национальной безопасности нашей страны. Ведь коррупция во властных и военных структурах угрожает национальной безопасности РФ, направлена на подрыв экономики и обороноспособности нашей страны.
Следственный комитет РФ
После образования в 2010 г. Следственного комитета РФ подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности расследуется следователями этого комитета. В связи с этим в настоящее время выявлением преступлений коррупционной направленности занимаются в основном органы МВД России и ФСБ России, а предварительное следствие ведут следователи Следственного комитета РФ. Его полномочия определены в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
После завершения следственных действий следователи готовят соответствующее обвинительные заключения. Каждое такое заключение утверждается соответствующим прокурором и направляется в суд. Только суд вправе признать человека виновным и приговорить его за совершенное преступление к лишению свободы или иной мере, предусмотренной соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ.
Счетная палата РФ
Противодействие коррупции осуществляется не только с помощью уголовно-правовых мер воздействия на коррупционеров или их административно правового наказания. Это противодействие усиливается за счет наведения более четкого порядка в экономической и социальной сферах, обеспечения соответствия принимаемых нормативных правовых актов действующему законодательству, а также путем обеспечения соблюдения участниками рыночных отношений антимонопольного бюджетно-банковского и таможенного законодательства.
Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ организует и осуществляет контроль за целевым и эффектным использованием средств федерального бюджета, проводит аудит достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, определяет достоверность бюджетной отчетности, контролирует законность и своевременность движения средств федерального бюджета, проводит иную деятельность, направленную против коррупции. Результаты проверок Счетной палаты направляются в Генеральную прокуратуру РФ, иные правоохранительные и контролирующие органы для привлечения виновных к ответственности и возмещения ущерба.
Эффективный механизм выявления нарушений коррупционного содержания определен в приказе Счетной палаты от 14 мая 2014 г. № 64 «О координации работы в Счетной палате Российской Федерации по противодействию коррупции». В этом приказе на аудиторов Счетной палаты РФ возложена обязанность включать в планируемые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия вопросы, связанные с противодействием коррупции, что безусловно дает свои положительные результаты. Такой подход позволяет выявлять в контролируемых сферах конкретные нарушения коррупционного характера и своевременно принимать необходимые меры реагирования. Наиболее емкими для коррупционных проявлений являются сферы строительства, закупок, взносов в государственные корпорации и различные фонды.
Министерство юстиции РФ
На Минюсте России лежит обязанность обеспечивать организацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Основанием такой деятельности является Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявляются статьи анализируемых законов или проектов нормативных правовых актов, несоответствующие действующим законам и другим нормативным правовым актам. При этом в сфере экспертной деятельности Минюста России находятся все виды нормативных правовых актов и их проектов - от законов до уставов муниципальных образований.
Минюст России способствует проведению антикоррупционной государственной политики в процессе регистрации некоммерческих организаций и политических партий, организации исполнения уголовных наказаний, осуществлению контрольной функции по отношению адвокатуры, нотариата, органов записи актов гражданского состояния.
Министерство труда и социальной защиты РФ
Минтруд России ежеквартально осуществляет мониторинг деятельности комиссий федеральных органов исполнительной власти по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов среди государственных служащих, разрабатывает проекты актов по вопросам предупреждения коррупции на государственной гражданской службе, в том числе по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дать взятку, по оценке коррупционных рисков.
Министерство экономического развития РФ
Функцию по разработке мер противодействия коррупции осуществляет Минэкономразвития России. К его компетенции относится организация социологических исследований, направленных на оценку уровня и структуры коррупции, эффективности принимаемых антикоррупционных мер в процессе реализации антикоррупционного законодательства. Это министерство оказывает методическую и организационную помощь государственным органам по вопросам реализации антикоррупционной политики, участвует в разработке новых антикоррупционных актов.
Министерство финансов РФ,
Совершенствуя организацию ведения бухгалтерского учета, аудита и финансовой отчетности, в сфере противодействия коррупции участвует Министерство финансов РФ.
Министерство иностранных дел РФ
Министерство иностранных дел РФ с этой же целью обеспечивает участие Российской Федерации в международных антикоррупционных мероприятиях, деятельность российских делегации, участвующих в таких мероприятиях за рубежом, организует регулярное информирование международных организаций, занимающихся вопросами противодействия коррупции, и заинтересованных органов иностранных государств о состоянии борьбы с коррупцией в нашей стране.
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Специальными полномочиями по борьбе с коррупцией наделена Федеральная служба по финансовому мониторингу. Она противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, выявляет и направляет в правоохранительные органы информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, полученными незаконным путем, в том числе при совершении коррупционных правонарушений.
Центральный банк РФ
В процессе осуществления контроля за деятельностью банков антикоррупционной деятельностью занимается Центральный банк России. О выявленных нарушениях он также информирует правоохранительные органы. Нарушения в кредитно-банковской сфере представляют существенную угрозу финансовой системе РФ. Обеспечение законности на данном актуальном направлении ежегодно осуществляется прокуратурой РФ совместно с Центральным банком РФ, Росфинмониторингом, ФСБ России, МВД России, ФНС России.
Важную роль в организации противодействия незаконным финансовым операциям в кредитно-банковском секторе играла межведомственная рабочая группа, созданная в Администрации Президента РФ, участником которой являются Генеральная прокуратура РФ и правоохранительные органы.
Федеральная антимонопольная служба
ФАС России вносит свой вклад в борьбу с коррупцией путем проверок соблюдения антикоррупционного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, государственными органами, органами местного самоуправления и гражданами. Этой службе дано право рассматривать дела об административных нарушениях антимонопольного законодательства о государственных и муниципальных закупках и наказывать его нарушителей.
В соответствии с законодательными требованиями в реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции участвуют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
Деятельность органов местного самоуправления в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку в ней сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.
Повышенную подверженность коррупции органов местного самоуправления предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам местного самоуправления полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда муниципальных служащих.
В последние годы толкование коррупции вышло за пределы взяточничества и толкуется как прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Понятие противодействия коррупции определяется п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В определении понятия противодействия коррупции можно увидеть аналогию с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в котором понятие «противодействие терроризму» определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:
а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Очевидно, что федеральный законодатель, применяя одинаковую конструкцию при формулировке приведенных понятий, подчеркнул, что коррупция для современного общества не менее опасна, чем терроризм.
Однако, если принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» повлекло за собой принятие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, которым в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) были введены п. 71 ст. 14, п. 61 ст. 15 и п. 71 ст. 16, включившие в перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района и городского округа участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, муниципального района и городского округа, то вопрос противодействия коррупции до настоящего времени не нашел своего отражения в Федеральном законе № 131-ФЗ.
В п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ закреплена норма о том, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, которые указаны в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопрос противодействия коррупции не является вопросом местного значения (согласно п. «б» ст. 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), но это «вопрос жизни или смерти государства», поэтому органы местного самоуправления должны быть наделены какими-либо существенными полномочиями по противодействию коррупции, в первую очередь, в самих таких органах, а также на территории муниципального образования.
Кроме того, в условиях дефицита местных бюджетов от государства требуется финансирование муниципальных образований для выполнения ими программ по противодействию коррупции, в частности по ее профилактике. Важнейшей составляющей противодействия коррупции, в том числе и в деятельности органов местного самоуправления, является ее профилактика. В криминологической литературе термин «профилактика преступлений» обычно используется в качестве синонима понятия «предупреждение преступлений». Целями профилактических мер являются выявление и устранение причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ правовых и организационных основ противодействия коррупции показывает, что за последнее десятилетие активизировалась деятельность государственных гражданских и правоохранительных органах, что сказывается на результате предупреждения и пресечения коррупционных факторов. Вместе с тем для повышения эффективности противодействия коррупции требуется повышение общего уровня знаний граждан (работников организаций) в названной области права.
Овладение материалом лекции позволит Вам в будущем качественно решать профессиональные задачи при принятии управленческих решений во взаимосвязи с принципами и общими международными мерами противодействия коррупции, которые имплементированы в правовую систему Российской Федерации.